Кариес — одна из самых распространенных проблем в стоматологии. И лечить его можно не только пломбой.
Итак, стоит разобраться, во-первых, в причинах феноменальной популярности этого метода на территории нашей родины, во-вторых, в его последствиях, в основной массе негативных, и, наконец, в том, как реабилитация при кариесе должна выглядеть на самом деле.
Уважительное отношение к себе
Как отмечает Юлиана Романова, нередко отношения пациента и стоматолога напоминают невротический роман, когда один из участников постоянно принижает себя, оправдывает партнера и готов терпеть абсолютно все, лишь бы не лишиться его. Однако такая позиция обычно разрушительна. Ведь всего-то стоило быть внимательнее к партнеру и уважительнее к себе изначально, а не думать о том, как «потерпеть и притереться». «Приблизительно по той же схеме развиваются взаимоотношения большинства людей со стоматологией в целом и восстановлением разрушенных зубов в частности: „Мне бы пломбочку по-быстрому поставить, а потом решим“, „А вдруг с коронкой сложно будет? Мне бы что попроще“. И мое любимое: „Моя мама с кучей пломб ходила, а как через 20 лет все удалила и сделала себе съемные протезы, так до сих пор к ним привыкает. Лучше бы с пломбами сколовшимися ходила, авось бы перетерпела“», — говорит Юлиана Романова. При этом далеко не всегда пациенты самостоятельно могут провести параллель между регулярными сколами десятка пломб, удалением всех зубов, нарушением в работе височно-нижнечелюстного сустава и невозможностью дальнейшей реабилитации зубочелюстной системы. Это задача врача.
Последствия не того лечения
Непонятные головные боли? Шум в ушах или снижение слуха? Странные жжение или онемение половины лица или его асимметрия? При этом ЛОР, невролог и терапевт в один голос утверждают, что вы пышете здоровьем и «вам кажется». А еще постоянные сколы пломб и зубов замучили, да и десна рядом с ними как-то странно выглядит и постоянно куда-то движется, оголяя корни. Скорее всего, как говорит специалист, вы являетесь обладателем той самой маленькой пломбы на стратегически важном для прикуса жевательном зубе, которая запустила весь этот «эффект бабочки» во рту и за его пределами. «И если вы думаете, что такая ситуация встречается крайне редко, то, увы, тут вы заблуждаетесь, потому что подобная патология наблюдается у 85% населения земного шара», — подчеркивает Юлиана Романова.
Итак, современные пломбы изготавливаются из композитного материала. С одной стороны, это делает их максимально эстетичными с точки зрения цвета и гладкой поверхности, однако даже самый хороший композит, по сути, является полимером и со временем дает усадку, а вместе с ней и снижение высоты и точности конструкции, предупреждает врач. Иными словами, по мере уменьшения объема пломбы зуб, на который она установлена, перестает активно и, главное, эффективно пережевывать пищу: он ее попросту давит. Плюс из-за снижения высоты пострадавшего зуба вся нагрузка падает на его соседей, что не может не сказаться на их эмали и связочном аппарате, вызывая сколы, стираемость, оголение корней и повышенную чувствительность, поясняет стоматолог Романова.
Более того, большинство из нас приспосабливаются к невозможности адекватного использования запломбированного зуба и жуют на другой стороне, смещая челюсти в вынужденное положение, которое не может не повлечь за собой изменения в височно-нижнечелюстном суставе, а вместе с тем и нарушения в окружающих его зонах. Снижение слуха и шумы в ушах за счет сдавления слухового прохода, нарушение чувствительности на пострадавшей стороне лица из-за травмы тройничного нерва, головные боли, спровоцированные неправильной работой мышц, не говоря уже об изменении осанки. Как же можно предотвратить развитие цепочки событий? Все просто. Нужно использовать адекватные конструкции вместо пломб, подчеркивает Юлиана Романова.
На замену пломбам
При поверхностных поражениях по типу очаговой деминерализации, когда формирование дефекта только начинается, можно спасти зуб с помощью глубокого фторирования пораженной зоны специальным препаратом: процедура безболезненная, эффективная, занимает 40 минут и не предполагает использования бор-машины (что весьма приятно). Но возможна она только на первой стадии поражения, рассказывает врач.
Более глубокие поражения эмали и дентина на второй и третьей стадиях предполагают три варианта развития событий в зависимости от площади поражения.
Композитная реставрация
Применяется в тех случаях, когда площадь поражения составляет не более 50% поверхности зуба. Ключевыми отличиями от пломбы являются количество слоев и качество используемого композитного материала, обладающего минимальной усадкой, и, главное, качество воспроизведения рельефа зуба специалистом, ведь именно благодаря этому полученная конструкция максимально эффективно вписывается в прикус и не только позволяет пережевывать пищу, но и эстетически реабилитирует зуб, делая его абсолютно неотличимым от остальных, отмечает специалист.
Еще одним приятным бонусом является возможность сохранения максимума своих тканей на фоне физико-химических свойств материала. Срок службы конструкции составляет от 3 до 5 лет, далее требуется обязательная замена в связи с усадкой. В случае с пломбой этот срок варьируется от года до двух, так как процент усадки существенно выше.
Керамическая накладка
Наверное, тут можно возразить, что есть пломбы, которые стоят уже более 6 лет и не собираются выпадать, однако это происходит именно по причине усадки и стираемости, которые не дают им участвовать в жевании, поясняет Юлиана Романова.
Так из-за существования одной конструкции рушится вся зубочелюстная система. Именно для таких случаев применяют керамические накладки — конструкции, изготовленные из высокопрочной прессованной керамики. «Будучи изготовленной в недрах зуботехнической лаборатории на основании точного скана пострадавшего зуба и 3D-модели, будущая керамическая реставрация не только выдерживает жевательные нагрузки и не дает усадки, но и максимально эстетична и адаптирована к прикусу пациента. Как и в случае с композитной реставрацией, она также предполагает максимальное сохранение тканей зуба и долгосрочную эксплуатацию даже при самых глубоких поражениях — от 6 лет и более, — что делает ее незаменимой в практически безнадежных случаях с невозможностью сохранения жизнеспособности пострадавшего», — подчеркивает Юлиана Романова.
Безметалловая коронка
Является крайней мерой, используемой при глубоких сколах и обширных поражениях (более 75% зуба), позволяющей также сохранить его витальность (жизнеспособность). «Будучи изготовленной из тонкой и прочной керамики высокой степени прессовки, конструкция так же, как и все перечисленные выше, сохраняет зубы живыми и жующими, да еще и защищает их по типу колпака от всех видов вредных воздействий. Металлокерамика и пломбы с этой задачей точно не справятся», — поясняет врач-стоматолог.
Можно сравнить в цифрах то, как работают эти два варианта, рассказывает стоматолог:
- Глубина подготовки зуба под прессованную керамику составляет 0,8 мм, в то время как металлокерамические конструкции занимают более 1,5-2,0 мм
- Процент усадки обычной однослойной пломбы составляет до 30% в течение 3 лет, в то время как у конструкций из прессованной керамики он составляет 0%
- Сила адгезии (сцепления) между тканями зуба и керамической конструкцией за счет специфической системы фиксирующих смол в 20 раз превышает таковые показатели у пломбы и в 10 — у композитной реставрации (расчет в мегапаскалях).
- Прочностные характеристики керамики соответствуют «зубным», а вот композитный материал, особенно однослойный, в 3 раза мягче.
«И еще пару слов о пришеечном кариесе корня. Его нередко путают с клиновидными дефектами и рецессиями, также развивающимися на фоне перегрузки. Как лечить? Эффективно только сочетание восстановления десны в зоне поражения и устранение причины проблемы, но никак не „латание дыр пломбами“. В противном случае дефект просто становится больше и глубже из-за попадания инородного объекта в непосредственную близость к слизистой. В случае с кариесом корня любой пломбировочный материал обречен на отклейки и разгерметизации в связи с микроподтеканиями, а значит, такой случай тоже требует более сложного подхода с вытяжением пораженного зуба за счет турбо-экструзии или клинического удлинения его коронковой части», — резюмирует Юлиана Романова.