Сегодня каждый желающий может провести дома простой тест, чтобы определить риски когнитивных нарушений у себя. Стоит понимать, что проблемы с памятью и мышлением многие расценивают, как намек на деменцию.
Действительно, такое направление существует в нейропсихологии и практической неврологии. Сам человек может себе помочь с помощью самостоятельного обследования. Такие тесты делятся на два типа: те, которые человек может пройти сам для себя, и те, которые можно провести для своих родственников.
Тесты для членов семьи
Среди тестов, которые можно провести для партнера или родственника, — это тест на часах, монреальская шкала когнитивных нарушений, тест на оценку лобно-височной деменции.
Например, тест на время довольно прост. Строится на том, что надо нарисовать циферблат. Время и часы — категория, с которой человек сталкивается ежедневно. За основу изучения берутся обычные часы — не электронные или песочные, важен циферблат. Этот тест требуется для нейропсихологических проб, позволяющих оценить когнитивные изменения. Тут важно понимать, что они могут быть не только проявлением деменции, также указывают и на другие когнитивные проблемы. Поэтому только по тесту нельзя ставить диагноз, надо по результатам его прохождения отправиться к специалисту.
Во время теста оцениваются ориентирование человека во времени, то, как работает память, то, какое есть восприятие, как он ориентируется в зрительно-пространственном фоне, движение (речь про то, какие линии выводятся в ходе выполнения теста).
Выполнить такой тест несложно — для этого требуется лист бумаги и карандаш. Человек с проблемами когнитивного уровня может рисовать и сбиваться, уводить линию не туда, переставлять цифры местами и т. д. Если есть отклонения, надо пройти нейропсихологическое обследование.
Тесты для себя
Самотесты также довольно разнообразны. Так, например, один из вариантов касается теста, основанного на 10 словах. Можно взять слова вразнобой, можно использовать специальные упорядоченные подборки слов. Вы их читаете, стараетесь запомнить, потом откладываете их в сторону и стараетесь повторить их. Потом на 10 минут отходите и чем-то занимаетесь, после — снова повторяете эти слова. А затем повторяете процедуру через 50-60 минут. Надо понаблюдать, все ли вы помните, меняете ли слова на другие и т. д. Главное — вы не должны никуда подглядывать, все только по памяти. И тут можно посмотреть, какой у вас след памяти, например, слухо-речевая память.
Можно пойти и по другому пути, схожему. Используйте набор специальных картинок (их обычно 5). Принцип тот же — вам надо их рассмотреть за 30 секунд, запомнить, а затем воспроизвести по памяти. Через 10 минут повторите все снова, а затем через час опять. Тут можно оценить работу зрительной памяти.
Есть также ритмическая память, для проверки которой надо воспроизводить ритм, например, отстукиваемый рукой по столу. По памяти его надо повторить.
Для проверки зрительно-пространственной памяти можно использовать технику «заборчик». Надо взять нелинованный лист бумаги и рисовать заборчик до конца страницы, не отрывая при этом руку. Спешить при этом также не стоит. Рисунок может усложняться, можно попробовать рисовать то правой, то левой рукой, можно попробовать и так: до середины нарисовали, затем закрываете глаза и стараетесь довести рисунок до конца с закрытыми глазами. Это позволит оценить, как дела с моторикой.
Для оценки оптико-пространственных нарушений можно использовать фигуры, к примеру, домик. Надо его перерисовать точь-в-точь к оригиналу.
Но надо подчеркнуть, что все результаты не будут показывать диагноз — это просто самообследование. Но все же картину когнитивных нарушений можно заметить и дальше уже проверять до конца, чтобы поставить точный диагноз и либо взять под контроль деменцию, или исправить намечающиеся когнитивные сбои.