Стремление больного брать на себя инициативу в применении тех или иных лекарственных средств связано со многими факторами.
Вернуться в строй
С одной стороны, причиной является собственно наш современный мир, современные условия труда, бизнес, которые не терпят простоя. Желание человека как можно быстрее вернуться в строй естественно, особенно в условиях постоянно присутствующего давления со стороны работодателя и рекламных кампаний, фармацевтических производителей с лозунгами по типу «Некогда болеть…». С другой стороны, отсутствие чётко налаженной системы работы ЛПУ, бесконечные очереди приводят к тому, что больные предпочитают обращаться к врачу как можно реже. Ещё один фактор, подстёгивающий самолечение, – опыт. Именно опыт и возможность применения лекарственных средств, купленных когда-то в аптеке и после использования которых был получен видимый результат, позволяют сформировать у человека соответствующий психологический автоматизм. Его можно охарактеризовать тезисом: «Я сам выбрал – мне помогло. А если мне помогло это и (или) иное лекарство, оно поможет и при аналогичных случаях. Ну а если будут вопросы – спрошу у соседа, знакомых или у фармацевта в аптеке. В любом случае это быстрее и менее затратно» …Именно так и действует подобная формула, и, если нет существенных изменений внешней среды в виде критического падения личного благосостояния или выраженного роста цены на привычные препараты, покупатель чаще всего действует по такой схеме.
Новая реальность
Что же изменилось за последние несколько лет?
С начала 2015 года все мы стали свидетелями развития, так сказать, новой реальности с точки зрения состояния социально-экономической сферы нашей жизни. В этой реальности мы увидели множество изменений. Это ослабление рубля и снижение реального дохода населения. Согласно опросу Левада-центра (февраль 2016 года), большинство россиян (82%) согласны с тем, что в стране экономический кризис, причём наибольшее опасение в целом вызывает рост цен и обнищание населения (53%). Существенное снижение уровня жизни населения, ухудшение экономического положения страны отмечают 75%. Девальвация рубля в значительной мере привела к снижению рентабельности продаж большинства фармацевтических препаратов. Ведь большая часть лекарственных препаратов (по данным компании DSM, это 73% в денежном выражении), реализуемых на территории России, – препараты импортного производства. Да и многие отечественные производители используют зарубежные фармацевтические субстанции. Ослабление рубля привело к увеличению стоимости лекарственных препаратов на полках аптек.
Согласно опросу фонда «Общественное мнение», в 2016 году 70% россиян заметили повышение цен и 27% россиян говорят, что на себе ощутили факт отсутствия в аптечных сетях нужных им лекарств, которые ранее всё время были доступны в свободной продаже.
Сочетание падения уровня жизни населения и увеличение стоимости лекарственных препаратов привело к изменению модели поведения потребителя. Потребитель в условиях, когда одновременно в сложившейся потребительской модели изменилось два основных условия (цена и личный доход), вынужден переходить к этапу поиска и оценки информации. А значит, потребитель всё же идёт к врачу в попытке удостовериться, что всё, что он принимает, правильно, и/или начинает активно искать в интернет-пространстве информацию об альтернативном лечении или более доступных препаратах. Но ЛПУ и врач – очень долгий, нервный и трудный путь, поэтому чаще выбор делается в пользу поиска информации в Интернете. Простой анализ показывает: число запросов пользователей в сети Интернет на тему «поиск более дешёвых лекарств и/или их аналогов» в июне 2016 года по отношению к июню 2015 года увеличилось на 68%. Прирост поисковых запросов в Интернет в июне 2016 года по отношению к июню 2014 года вырос на 278%.
Доступность плюс качество
Таким образом, мы констатируем, что изменение социально-экономической составляющей привело со стороны потребителя к смещению спроса в сторону более нужных и более дешёвых лекарственных препаратов. Пациент стал более требователен к бюджету покупки лекарств в аптеках. Предпочтение отдаётся только самым необходимым лекарственным препаратам, желательно ещё и доступным по цене, при отказе от различных БАД и препаратов, «улучшающих качество жизни».
Такой сдвиг потребительских предпочтений в аптеке привёл к объективному изменению картины аптечных продаж. В 2015 году объём реализации лекарственных средств в упаковках в аптеках упал почти на 6%, а за первые полгода 2016 года падение ещё усилилось и составило 8,2% по отношению к аналогичному периоду (по данным DSM).
В поисках информации потребитель стал задаваться вопросом, почему так различаются цены на лекарства с одинаковым составом и являются ли дешёвые дженерические (воспроизведённые) препараты такими же эффективными, как оригинальные. На страницах СМИ и Интернета сейчас можно встретить огромное число прямо противоположных мнений. От «все дженерики – некачественные, потому и дешёвые» до «дженерики абсолютно соответствуют оригинальным препаратам, просто западные компании наживаются на людях». Как видится мне, всё это проявления не совсем корректных маркетинговых стратегий некоторых фармацевтических компаний.
Развитие дженерингового направления в продаже лекарственных препаратов – мировой тренд. Именно производство таких препаратов позволяет сделать доступным лечение многих сложных заболеваний. Но необходимо помнить, что оригинальные препараты – плод работы огромных научных коллективов, многолетних исследований и выверенных технологий производства. Естественно, и маркетинговая составляющая присутствует в стоимости таких лекарств. Что касается дженерических препаратов, важно, чтобы данные лекарственные средства были доступными и качественными. И это ключевая связка – «доступными и качественными». Необходимо, чтобы стремление фармацевтических производителей воспроизведённых препаратов к максимальному удешевлению производства продукции не приводило к снижению качества. Тогда у пациента будет выбор только между ценой лекарственных средств без опасения, что он выбирает ещё между эффективностью, рискуя тем самым своим здоровьем.
Остаётся задать извечный вопрос: что делать?
Пациенту нужно всё же понять, что здоровье является главной ценностью, и, не являясь специалистом в конкретном заболевании и занимаясь самолечением, он рискует упустить момент, когда временные и материальные затраты на лечение станут гораздо масштабнее да и результат лечения окажется менее предсказуем.
Государственным органам власти – принять как данность. Пока не будет решена фундаментальная проблема организации качественного и доступного поликлинического обслуживания населения, решить вопрос самолечения невозможно. Безусловно, также задачей государственных органов власти является информационно-просветительская работа с населением. Необходимо реализовывать программы повышения уровня ответственности пациента за своё здоровье, возможно, и путём введения ответственности пациента за выполнение элементарных требований к сохранению своего здоровья, но только тогда, когда будут созданы условия в получении качественной и доступной лечебно-профилактической помощи. Расширять информационную работу в СМИ, фармацевтических и медицинских организациях о возможном вреде самолечения и состояниях, требующих обязательного обращения к врачу.
В заключение хочется сказать: несмотря на всю кажущуюся простоту, только врач может выбрать оптимальное и эффективное лечение.