Коллектив ученых из ряда научных и медицинских организаций выявил специфику семейного окружения курящих подростков в России. Выяснилось, что материальное благополучие только способствует приобщению к курению. А вот высшее образование родителей, особенно медицинское, помогает приобрести иммунитет к вредной привычке. Кроме того, заядлое курение нередко сочетается со злоупотреблением алкоголем.
Для выяснения семейных факторов, способствующих приобщению к курению, был проведен опрос 668 подростков (287 в возрасте 10-14 лет и 381 — 15-17 лет) по специально разработанной анкете.
Из полученных данных обращает на себя внимание то, что более трети (36,1%) курящих подростков воспитываются в неполных семьях. Среди некурящих таковых достоверно меньше (21,1%). Это согласуется с выводами других исследователей об удвоении частоты курения среди молодежи из неполных семей. Иммунитет к формированию вредной привычки явно выше у детей представителей интеллигенции и медицинских работников. Родители почти половины из тех, кто не курит, имеют диплом о высшем образовании (22,1%) или среднем медицинском (23,4%) (5,6% и 3,7% соответственно в группе сравнения).
Материальное благополучие только способствует приобщению наших юных соотечественников к потреблению табачной продукции, цены на которую целенаправленно повышаются. Доля считающих достаток своей семьи высоким среди курящих респондентов втрое выше, чем среди некурящих (45,6% против 14,5%).
Взрослый член семьи с сигаретой подает подрастающему поколению пример для подражания, который перевешивает в неокрепшем сознании любые разумные предостережения и рекомендации. Пристрастие к табаку ближайших родственников отмечают более половины курящих респондентов, но лишь 1 из 6 некурящих. Чаще всего это отец (25,4% против 10% соответственно).
Напрасно каждый четвертый курящий родитель полагает, что прививает детям ЗОЖ личным примером, а еще более половины пытаются добиться этого с помощью бесед. Авторитет таких воспитателей невелик. Трудно ожидать и доверия подростков к информации о вреде курения, поступающей от педагогов и медицинских работников, среди которых распространенность этой пагубной привычки все еще высока. Хотя и подкрепление личным примером не гарантирует успеха профилактических инициатив: в семье почти каждого второго юного курильщика никто не курит.
Немаловажно, что заядлое курение нередко сочетается со злоупотреблением алкоголем, которое омрачает домашнюю обстановку 12,7% курящих подростков, но лишь в единичных случаях (0,2%) — некурящих. Важный защитный фактор в отношении саморазрушительного поведения у подростков — родительское внимание. Его острый дефицит курящие респонденты ощущают в 4 раза чаще некурящих (44,5% против 11,2%).
Выводы довольно просты. Образ жизни подростков в целом и их отношение к никотиновой зависимости в частности формируется (а также деформируется) широким спектром факторов: физиологических, психологических, социальных, информационных, медицинских, юридических. Но практически все проблемы с их здоровьем, поведением и мировосприятием произрастают на той почве и из тех семян, которые закладываются в раннем детстве, прежде всего — в семье. При этом именно домашняя обстановка, как видно на примере антитабачных мер, до сих пор оказывается на периферии внимания.
В работе принимали участие специалисты из Ивановского научно-исследовательского института материнства и детства им. В. Н. Городкова, Ярославской областной клинической наркологической больницы, Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н. А. Семашко.