Крупные ученые США, возглавляющие всемирно известный Институт рака Даны — Фарбера, фабриковали свои медицинские исследования, опубликованные в ведущих научных журналах. Можно ли теперь верить науке и чем это опасно?
Скандал вокруг этого разгорается, о нем пишут ведущие СМИ. А фитиль поднес молодой ученый-биолог Шолто Дэвид, опубликовавший в блоге For Better Science («За лучшую науку») экспертизу 57 статей, написанных в период с 1997 по 2017 год.
И лучшие стали худшими
А теперь внимание! Среди их авторов — Лори Глимчер, президент и генеральный директор Института рака Даны — Фарбера, ее замы Кеннет Андерсон и Ирен Гобриал, а также многие ведущие ученые этого всемирно известного медицинского и научного центра, входящего в состав Гарвардского университета. Их статьи публиковались в Cell, Nature Medicine, Science и других ведущих мировых научных журналах. Мы и сами публикуем новости из этих изданий, бывая уверенными, что в них все правда. Но оказывается, все не так просто.
На фоне обвинений в манипулировании научными данными Гарвардский институт онкологии уже отзывает 6 научных публикаций из журналов и планирует внести исправления еще в 31 статью. Плюс продолжают изучать 16 других публикаций на предмет их изменений.
Экспертиза Шолто Дэвида написана с большой иронией и злостью. Чего только стоит заглавие: «Дана-Фарберикация в Гарвардском университете». При этом он признает: «Вы не можете найти что-то более престижное (в мире — прим. aif.ru), чем Гарвард и его Институт рака Даны — Фарбера». Но теперь цена этому — грош: «На эти трешовые исследования рака, — пишет Шолто, — спалили миллиарды долларов, многие сделали на них академическую карьеру, некоторые очень разбогатели, а в самом Институте Даны — Фарбера утвердились целые династии».
А если бы это были статьи об испытаниях лекарств?
Бросается в глаза еще один аспект этой экспертизы. Несмотря на то, что большинство фальсифицированных статей касается академической науки, среди них нередко упоминаются ученые, занимающие высокие должности в «большой фарме» — ведущих фармацевтических компаниях мира. Они фигурируют в качестве соавторов научных публикаций. И это заставляет подумать, что кроме просто научного обмана мы можем столкнуться и с практическим обманом, касающимся лекарств, которыми мы лечимся.
Гораздо большую озабоченность подобные упреки к авторам и редакторам научных статей вызывают, если думать о последствиях таких научных публикаций. Ведь дело в том, что при допуске в обращение лекарственных препаратов (при их государственной регистрации) ответственные органы вынуждены основывать свои заключения на относительно небольших исследованиях. Эталоном считаются многоцентровые рандомизированные клинические исследования, в которых участвует большое число пациентов (иногда несколько тысяч). И если исследование проведено с недостатками или если нежелательные результаты не будут отражены в научной публикации (известно, что в публикациях, спонсируемых фармацевтическими компаниями, гораздо чаще делается вывод об эффективности и безопасности лекарства, чем в исследованиях независимых авторов), это чревато вводом в арсенал медицины плохо проверенных препаратов.
Нам известны случаи, когда через несколько лет после регистрации лекарственных средств регуляторные органы, в частности FDA (Управление по пищевым продуктам и лекарствам США — прим. aif.ru), отзывали регистрацию и удаляли препарат из обращения в связи с выявившимися со временем рисками для здоровья пациентов. Достаточно назвать случай с препаратом Зофран в высокой дозировке, регистрацию которого FDA отозвала (из-за способности вызывать нарушения сердечного ритма — прим. aif.ru).
Поэтому каждый случай недобросовестной публикации необходимо тщательно исследовать, устанавливать справедливость упреков и принимать меры, если выяснится, что опубликованные результаты исследований лекарственного средства небезупречны и недостоверны».