Ирина Чазова: «Гипертония – индикатор социального неблагополучия»

Доктор медицинских наук Ирина Чазова. Фото: АиФ Здоровье

Однако многие из них об этом даже не подозревают. Не случайно гипертонию называют «молчаливым убийцей». Это хроническое заболевание – главный поставщик инфарктов и инсультов и у нас в стране, и за рубежом. Что можно противопоставить коварной болезни?

   
   

Об этом мы беседуем с директором НИИ кардиологии им. А. Л. Мясникова, президентом Российского медицинского общества по артериальной гипертонии, профессором, доктором медицинских наук Ириной Чазовой.

Вектор перемен

                                                               
Наша справка
Ирина Чазова родилась в семье врачей – известного российского кардиолога Евгения Чазова и врача-кардиолога Лидии Германовой. Является автором около десятка научных работ, множества научных публикаций. За работу в области лечения легочной артериальной гипертонии получила премию Правительства России в области науки и техники.

«АиФ. Здоровья»: – Ирина Евгеньевна, сегодня артериальной гипертонией страдает почти половина населения России. Что, на ваш взгляд, способствует росту числа гипертоников в нашей стране?

И.Ч.: – Наш образ жизни. Мы неправильно питаемся, мало двигаемся, много нервничаем. Все это не может не сказываться на нашем самочувствии. Артериальная гипертония вообще имеет социальные корни и в полной мере может считаться индикатором социального неблагополучия общества. Не случайно всплеск смертности от сердечно-сосудистых заболеваний пришелся на кризисные 90‑е годы.

Сейчас ситуация в нашей стране более-менее стабилизировалась, о чем свидетельствуют данные статистики: впервые за последнее время смертность от сердечно-сосудистых заболеваний в России стала снижаться. Идет заметное снижение смертности от инсультов, чему в немалой степени способствовали стартовавшая несколько лет назад Федеральная программа по борьбе с артериальной гипертонией и те шаги, которые предпринял, заступив на должность главного кардиолога страны, Евгений Иванович Чазов (генеральный директор Российского кардиологического научно-производственного комплекса, академик. – Ред.).

«АиФ. Здоровья»: – Что изменилось?

И.Ч.: – В первую очередь у нас стали более грамотно подходить к лечению артериальной гипертонии. Более грамотными стали и наши пациенты. Им больше не нужно объяснять, что гипертония – это зло, с которым можно и нужно бороться.

   
   

«АиФ. Здоровья»: – Тем не менее о том, что они больны, знают далеко не все гипертоники. С чем это связано?

И.Ч.: – С реалиями нашей жизни. К сожалению, за годы социальных потрясений у нас была разрушена система профилактической медицины – диспансеризация. У многих заболевания выявлялись при ее прохождении. Пока эта система не будет восстановлена и налажена, у нас будет много запущенных пациентов, людей, которые не знают ни уровня своего артериального давления (АД), ни уровня глюкозы, холестерина, других важнейших показателей. Но надеюсь, в этом отношении у нас появятся положительные сдвиги.

Рабочее или целевое?

«АиФ. Здоровья»: – Кстати, о давлении. Каким оно в норме должно быть? Недавно в некоторых СМИ появились сообщения о том, что нормой считается чуть ли не 140/90 мм рт. ст.

И.Ч.: – Речь шла о целевых уровнях артериального давления для больных с артериальной гипертонией. При лечении таких больных нужно стремиться, чтобы их давление было меньше 140/90 мм рт. ст.  Либерализировался подход и к лечению пациентов с так называемой изолированной систолической гипертонией. Как правило, это пожилые люди, у которых повышено верхнее давление (больше 140), а нижнее имеет нормальные значения (меньше 80). Согласно последним рекомендациям у таких больных целевые уровни верхнего (систолического) давления должны быть менее 150.

«АиФ. Здоровья»: – А почему не нужно стремиться снизить им давление до эталонного 120/80 мм рт. ст.? Разве не к этой золотой середине нужно стремиться?

– Снижать давление нужно постепенно. Особенно при гипертонии 2‑й и 3‑й степени. Резкое снижение АД у таких пациентов приводит к росту инсультов и инфарктов миокарда. Поэтому в наших национальных рекомендациях написано, что, если у больного длительно текущая артериальная гипертония, снижать артериальное давление первое время ему нужно не более чем на 10–15% от исходного. И, если пациент хорошо переносит сниженный уровень АД, через месяц можно снизить его еще на 10–15%.

«АиФ. Здоровья»: – А мне всегда казалось, что нужно стремиться не к целевому, а к рабочему давлению…

И.Ч.: – От термина «рабочее давление» уже давно ушли. Он не имеет законных оснований. Человек может хорошо себя чувствовать и при давлении 180/110, но при этом иметь высокий риск развития инфаркта миокарда и инсульта. На основании многочисленных клинических исследований было показано, что при достижении целевого уровня АД у больных артериальной гипертонией регистрируется минимальное число сердечно-сосудистых осложнений. Собственно, ради этого мы и проводим лекарственную терапию этой болезни.

Взвешенный подход

«АиФ. Здоровья»: – Говорят, лечить артериальную гипертонию – дело неблагодарное. Есть ли золотой стандарт в борьбе с этим недугом?

И.Ч.: – Разные кардиологические школы дают разные рекомендации. Мы ориентируемся на Европейское общество по артериальной гипертонии, которое дает широкие полномочия врачам, чья задача так подобрать гипотензивную (снижающую давление. – Ред.) терапию, чтобы она не только помогала эффективно снижать АД, но и хорошо переносилась пациентом.

Вот почему так важно найти хорошего врача и довериться его рекомендациям. В моей практике было немало ситуаций, когда пациенты по той или иной причине стеснялись или не хотели сказать мне, как они себя чувствуют на той терапии, которая им была подобрана, и бросали лечиться вообще, что приводило к самым драматичным последствиям. Таких ситуаций допускать нельзя. Доверительные отношения между врачом и пациентом – залог успешного лечения.

«АиФ. Здоровья»: – Подходы к лекарственной терапии артериальной гипертонии как-то изменились?

И.Ч.: – Они стали более взвешенными. Эпоха монотерапии, когда мы пытались снизить АД, назначая один препарат, ушла в прошлое. Сейчас – эра комбинированной терапии, когда мы назначаем 2–3 и более гипотензивных лекарственных средств.

Появились фиксированные комбинации препаратов, когда в одной таблетке они подобраны в правильных сочетаниях, что защищает пациентов от назначения нерациональных лекарственных комбинаций и от врачебных ошибок. Да и количество выпиваемых пациентом таблеток в этом случае гораздо меньше. Ведь больным артериальной гипертонией нередко приходится лечить и другие, не менее серьезные сопутствующие заболевания – ишемическую болезнь сердца, сахарный диабет и т. д.

«АиФ. Здоровья»: – Вот только стоимость такого лечения обойдется пациенту в круглую сумму. Гипотензивные препараты входят в список льготных?

И.Ч.: – К сожалению, нет. Наверное, это не очень правильно, и, быть может, в будущем государство поймет социальную значимость артериальной гипертонии и будет субсидировать расходы на приобретение гипотензивных препаратов всем пациентам (а не только тем, кто имеет инвалидность). Так, как это происходит во многих развитых европейских странах, где государство покрывает расходы населения на покупку базовых лекарств, но, если пациент хочет использовать более инновационные лекарственные средства, он может их приобрести за свой счет. На мой взгляд, это более цивилизованный, разумный подход.

Руку – на пульс!

«АиФ. Здоровья»: – Беседуя с вами, понимаешь, что артериальную гипертонию легче предупредить, чем лечить. С какого возраста нужно контролировать артериальное давление?

И.Ч.: – С детства. И особенно в 14–15 лет, когда многие мои коллеги сталкиваются с проблемой юношеской, ювенильной артериальной гипертонии, которой, на мой взгляд, у нас уделяется недостаточно пристальное внимание.

Гипертония вообще очень помолодела. И, кстати, у лиц молодого возраста она представляет даже более значимый фактор риска осложнений, чем у пожилых пациентов, чей организм уже приспособился к высокому давлению. Молодым людям об этом не стоит забывать.

«АиФ. Здоровья»: – А кроме измерения давления, что еще мы можем сделать, чтобы избежать гипертонии?

И.Ч.: – К сожалению, артериальная гипертония – не грипп и вакцины от нее нет, поэтому риск заболеть ею есть у каждого из нас. Но, чтобы оттянуть момент наступления болезни, я бы советовала уже сейчас пересмотреть свой образ жизни.

Правильное питание, умеренные физические нагрузки, расслабление и медитация, жизнь в гармонии с самим собой – все это поможет долго оставаться бодрым и здоровым.

В продолжении: Ирина Чазова, о способах лечения гипертонии →