Уважение к пожилым людям у нас всегда воспитывалось с детства. И программы по поддержке старшего поколения проводились в стране и ранее, но они никогда так непосредственно не касались медицины. А сегодня главные изменения происходят именно в этой области.
Запрос на долгожительство
Елена Нечаенко, aif.ru: Надежда Константиновна, внимание государства к пожилым людям вызвано старением общества?
Надежда Рунихина: Отчасти да, ведь людей пожилого и старческого возраста год от года становится всё больше – и по количеству, и по доле в обществе. Причём самый значительный прирост наблюдается в группе тех, кому 90, 95 лет. То есть запрос на долгожительство в обществе растёт. Люди понимают, что могут жить дольше. Поэтому вопросы здоровья пожилого населения стали интересовать общество. Кроме того, значение имеют и достижения самой геронтологии. Теперь люди могут жить не только долго, но и более качественно.
– Сегодня много говорят об эйджизме – дискриминации по возрасту. Пожилые люди испытывают это на себе?
– Скорее они и есть главные распространители эйджизма. Часто люди в годах относятся к себе пренебрежительно, стесняются попросить о помощи, не считают себя достойными качественной одежды, хорошего питания, медицинской помощи. Они не живут, а донашивают свою жизнь так же, как старую одежду и обувь. Кстати, качественная обувь – вопрос не только красоты, но и безопасности. Она уменьшает риск падений. Порой пожилые люди уверены, что им не будут оказывать медицинскую помощь в силу их возраста. А это не так. Поэтому важно информировать население, что система гериатрической помощи есть и она работает. Просто пожилому человеку нужно не бояться обращаться в медицинские и социальные учреждения.
Помощь на уровне
– Как именно устроена система гериатрии, которая формируется сегодня?
– Развитие трёхуровневой гериатрической помощи происходит в рамках национального проекта «Демография». На первом уровне находятся амбулаторные медицинские учреждения – гериатрические кабинеты, где гериатры консультируют людей старше 60 лет с признаками гериатрических синдромов и заболеваний. Второй уровень – гериатрические отделения в стационарах, где пациенты получают специализированную помощь по профилю «Гериатрия». Учреждения третьего уровня – гериатрические центры – координируют работу нижестоящих организаций, занимаются медицинской, научно-исследовательской, обучающей деятельностью. Такие центры сегодня есть в подавляющем большинстве субъектов РФ.
– В каких стационарах открыты гериатрические отделения?
– В Москве они работают на территории трёх госпиталей ветеранов войн, а в регионах – в некоторых крупных многопрофильных стационарах. Пациенты имеют право получить медицинскую помощь по профилю «Гериатрия», консультацию врачей любых других специальностей, а затем по результатам обследования пройти хирургическое или иное лечение, в том числе в рамках высокотехнологичной медицинской помощи, например эндопротезирование суставов или стентирование коронарных артерий.
– Получить помощь может любой пожилой человек?
– Абсолютно любой при наличии показаний для госпитализации в гериатрическое отделение. К ним относится наличие гериатрических синдромов, прежде всего старческой астении. Такая помощь доступна и в регионах.
Старикам везде у нас дорога
– Какие возможности для активного долголетия предоставляет пожилым людям государство?
– Самые широкие. Замечательный проект «Московское долголетие», который идёт во всех округах столицы и недавно отметил своё пятилетие, дал возможность пожилым людям заниматься разными видами активностей: спортивными (скандинавская ходьба, йога, цигун), творческими (танцы, пение, музыка). Предусмотрены занятия по освоению иностранных языков и компьютерной грамотности. Сегодня проект успешно транслируется во все регионы страны.
– Участие в проекте важно для социализации?
– Конечно. Люди находят себе друзей по интересам, иногда даже заводят новые семьи. Гериатры вообще очень внимательно отслеживают социальный статус пожилого человека. Ведь изоляция автоматически влечёт за собой попадание в группу высокого риска для здоровья и жизни. Поэтому мы стараемся выявлять одиноких людей и предлагаем им разные варианты социальной помощи и поддержки.
Но польза таких проектов не только социальная. В конце 2019 г. мы провели научное гериатрическое исследование с участниками «Московского долголетия», где применяли разные методы тестирования (когнитивное, по силе рукопожатия, по скорости ходьбы и т. д.). Опытные участники проектов имели более сильные мышцы, лучше ходили, их когнитивные возможности были шире. Как оказалось, для поддержания мыслительной деятельности необходимо заниматься и физической активностью. Самые лучшие результаты продемонстрировали те, кто занимался в двух кружках и более.
– Говорят, старость – не радость. Но, похоже, этот стереотип можно поменять?
– И нужно менять! Жизнь прекрасна и ценна в любом возрасте. А уныние, депрессия, особенно на склоне лет, смертельно опасны, так как повышают риск деменции и других болезней. Важно, чтобы люди в любом возрасте разрешали себе быть счастливыми, умели радоваться, любить. Любви же все возрасты покорны.
Важно!
Главная проблема гериатрии – кадровая. И хотя ещё не во всех поликлиниках есть гериатры, вопрос решается за счёт открытия амбулаторных кабинетов на базе гериатрических отделений стационаров. В целом программа нацпроекта «Демография» в разделе «Старшее поколение» должна быть закончена до конца 2024 г. Сегодня ведущие медицинские учреждения готовят врачей-гериатров (например, в РНИМУ им. Н. И. Пирогова, на кафедре болезней старения).