Феномен Джуны: что увидели физики, изучая экстрасенсов

Джуна Давиташвили. Фото: www.russianlook.com

Всплеск интереса к экстрасенсам в нашей стране возник в начале 1980-х. Поветрие не обошло стороной руководство страны, и Институту радиотехники и электроники АН СССР  было поручено разобраться в природе т. н. «биополей». Одним из основных участников этих исследований был Эдуард Годик, профессор, доктор физ.-мат. наук    
   

Едкий пот Кулагиной

«Всё началось, когда в Москву приехала Джуна Давиташвили, - говорит он. - Слухи об её успехах в Тбилиси дошли до Л. И. Брежнева, и Джуну пригласили в столицу. Дали ей квартиру, устроили на работу в поликлинику Госплана и предписали Академии наук изучить её феномен».

Надо сказать, в то время респектабельные академики уже проводили такие эксперименты «на дому» - исследовали способности экстрасенсов, приглашая их к себе. А потом, встречаясь в президиуме Академии, обсуждали результаты. Физики-экспериментаторы относились к этому увлечению иронично, называли «ведьмологией». Хотя изучать, как оказалось, было что.

Академик Юрий Гуляев, ныне директор Института радиотехники и электроники РАН, вспоминал, как в конце 1970-х его пригласили на квартиру к маститому учёному Исааку Кикоину. Там перед собравшимися физиками демонстрировала свои возможности Нинель Кулагина, жительница Ленинграда. Не прикасаясь к предметам, она двигала их по столу «силой мысли» (это явление называется телекинезом), а также могла вызывать лёгкий ожог, приблизив к человеку кисть своей руки. Понадобился не один эксперимент, чтобы установить: у Кулагиной была физиологическая аномалия, она выражалась в том, что из ладони женщины выпрыскивались микроскопические капельки пота. Причём жидкость была едкой и обладала электрическим зарядом. Движение предметов (кусков бумаги, колпачка от авторучки) происходило под действием электростатических сил. А ожоги были вызваны химическим составом необычного «пота».

Исаак Кикоин, 1963 год. Фото РИА Новости

Борцы с лженаукой до сих пор считают, что Нинель Кулагина с мужем имитировали телекинез, а предметы перемещали с помощью невидимых нитей.

«С учётом физиологической аномалии, обнаруженной нами в процессе телекинеза Кулагиной, «ниточки» ей были просто не нужны, - комментирует Эдуард Годик. - Кстати, не люблю слово «экстрасенс». Оно предполагает, что мы знаем пределы своих сенсорных (чувствительных) возможностей. А это не так, в чём я не раз убеждался в ходе экспериментов».

   
   

«Партия поручила»

Осенью 1981 г. в кабинете Ю. Гуляева собралось серьёзное совещание. Были учёные высокого ранга, министерское начальство. «Партия поручила нам изучить феномен экстрасенсов, мы должны с «этим» разобраться и доложить ближайшему съезду», - заявил замминистра.

Виной всему была Джуна. Её появление в Москве вызвало ажиотаж. В доме целительницы побывали А. Райкин, В. Высоцкий, И. Кобзон, Р. Рождественский. Последний посвятил ей стихи.

Говорят, Брежнев звонил председателю Госплана Байбакову, жену которого лечила Джуна, и прямо спрашивал: «Ты сам её пробовал?»

Джуна Давиташвили. Фото РИА Новости

«В феномене Джуны речь шла о диагностике и лечении без прямого контакта между пациентом и целителем. В физике такое взаимодействие тел описывается существованием некого ПОЛЯ. А поскольку тела были живыми, в народе его назвали просто «биополем», с интригующим по умолчанию подтекстом: «неизвестным физике», - улыбается Эдуард Годик. - Но зачем придумывать какие-то неизвестные поля, если вокруг человека и так хватает полей и излучений, которые мы умеем измерять и описывать? Значит, нужно отобрать те из них, которые могут нести в себе физиологическую информацию. В нашем институте задолго до этой «экзотики» были разработаны радиофизические методы пассивного дистанционного зондирования Земли из космоса. Было решено применить этот же подход к изучению самого интересного в мире объекта - Человека».

Учёные наметили к изучению несколько видов полей и излучений, исходящих от человека и его органов. Например, инфракрасное излучение несёт информацию о кровотоке в кожных покровах. Микроволновое идёт уже с глубины тела, оно «говорит» о температуре во внутренних органах и мышцах.

Электрическое и магнитное поля генерируются мозгом, нервами, сердцем и теми же мышцами. Есть ещё акустические поля и, более того, оптическое свечение поверхности тела!

Пока Джуна занималась пациентами, учёные следили за их реакциями с помощью аппаратуры. Обычно через 1-2 минуты после начала воздействия у человека наблюдался рост кровотока в коже. Причём преимущественно в той её области, где находилась проекция больного органа.

Ведь давно известно, что нашим внутренним органам соответствуют участки на поверхности тела. Медики называют их зонами Захарьина - Геда.

Читайте в соцсетях!