Сегодня благодаря развитию науки, при условии своевременной диагностики и высокой приверженности пациента рекомендациям врача, злокачественные опухоли постепенно перестают быть «приговором». Чтобы снизить онкологические риски, ежегодно каждый гражданин России должен проходить диспансеризацию и стремиться вести здоровый образ жизни — в том числе отказаться от табакокурения.
Трагический парадокс
Медицина не стоит на месте: сегодня появилось множество инноваций, в первую очередь в области лекарственной терапии, которые позволяют достичь высоких результатов в лечении онкологических заболеваний, рассказал Аллахвердиев. Тем не менее хирургия остается лидирующим методом, который дает шанс на полное излечение различных видов рака, особенно при условии раннего их выявления. «Однако принять решение о возможности хирургического вмешательства можно, только оценив функциональный статус пациента, — и здесь врачи нередко сталкиваются с крайне неприятным парадоксом. Иногда, когда опухоль диагностирована на ранней стадии, и пациенту показано хирургическое вмешательство, — объяснил Аллахвердиев, — по причине коморбидной патологии врач вынужден отказать пациенту в этом лечении. Из-за этого прогноз пациента ухудшается, поскольку, в силу имеющихся противопоказаний, врач не может оказать ему своевременную хирургическую помощь. В число таких коморбидных патологий, препятствующих проведению оперативного лечения, входит, например, хроническая обструктивная болезнь легких (ХОБЛ), возникающая вследствие табакокурения».
Шансы на выживание у тех, кому не была проведена операция, гораздо ниже даже при условии своевременного проведения лекарственной терапии. Так, крупный американский метаанализ 150 тысяч пациентов с колоректальным раком — очень распространенным в США заболеванием — показал, что группа тех, кому было отказано в хирургическом лечении из-за сопутствующих патологий, имела худшие отдаленные результаты по сравнению с теми, кому хирургическое лечение было все же проведено. А 5-летняя выживаемость почти 9 тысяч пациентов с онкозаболеванием печени, которым отказали в операции из-за коморбидности и наличия вредных привычек, включая табакокурение, была в 2,5 раза ниже, чем у прооперированных пациентов.
Новые возможности
Одной из самых агрессивных вредных привычек является табакокурение.
«Результаты современных научных исследований демонстрируют крайне негативное воздействие табачного дыма на течение онкологических заболеваний, выживаемость и частоту развития осложнений — в том числе постхирургических. Например, у пациентов с опухолью ствола головного мозга среди послеоперационных осложнений на фоне табакокурения с большим отрывом лидируют пневмонии (51%) и бронхиты (36%), — сообщил Аллахвердиев. — Однако там, где есть упущенные шансы, существуют и новые возможности. Данные шведского рандомизированного исследования пациентов после небольших хирургических вмешательств — например, удаления грыжи — говорят о том, что отказ от курения способствует снижению частоты послеоперационных осложнений. В группе, где люди отказались от табакокурения за 4 недели до операции, частота респираторных осложнений уменьшилась с 35 до 15%. В сходном исследовании датских хирургов у пациентов после протезирования тазобедренного сустава, отказавшихся от курения за 6-8 недель до операции, гораздо реже наблюдались сердечные и легочные осложнения, а необходимость экстренного лечения хирургических осложнений снизилась с 15 до 4%».
В рамках корейского исследования 37 тысяч пациентов с колоректальным раком выяснилось, что наихудшую выживаемость демонстрировали пациенты, курившие за 10-19 лет до оперативного вмешательства, тогда как отказ от этой вредной привычки — ассоциирован с повышением продолжительности и качества жизни онкологических пациентов, особенно тех, кто находился на ранних стадиях опухолевого процесса.
Отказ от курения — важнейший этап лечения рака
К сожалению, от 50 до 83% онкологических пациентов продолжают курить, несмотря на поставленный диагноз, констатировал Аллахвердиев.
«Табакокурение является причиной снижения эффективности лучевой и лекарственной терапии у пациентов, ведет к нарушению заживления послеоперационных ран, увеличению числа инфекционных осложнений, — подчеркнул он. — Масштабный метаанализ результатов лечения десятков тысяч пациентов, получавших лучевую терапию по поводу первичных опухолей головы и шеи и рака легкого, продемонстрировал негативное влияние курения на общую выживаемость, качество жизни, результаты терапии и частоту развития рецидивов».
Однако, как отметил профессор, даже эти аргументы при разговоре с пациентом могут не убедить его отказаться от вредной привычки.
«Отказ от курения должен стать важнейшим компонентом лечения рака во всех онкологических программах, начиная с профилактики и диагностики и заканчивая лечением и паллиативной помощью, — убежден Аллахвердиев. — Научно обоснованные действия по прекращению курения необходимо интегрировать в любую комплексную онкологическую программу».
Предотвратимая причина смертности
В мае 2023 года в России состоялся экспертный совет «Хронические неинфекционные заболевания: роль отказа и прекращения табакокурения в терапии пациента с диагнозом «рак легкого».
«Согласно заключениям совета, — процитировал Аллахвердиев, — курение является непосредственной причиной 90% случаев заболевания раком легкого и в 25-30% ассоциировано с новообразованиями других локализаций. В то же время среди предотвратимых причин смертности курение занимает первое место».
Табачный дым состоит из более 7000 химических веществ, из которых по меньшей мере 69 вызывают рак.
«Полный отказ от курения — наиболее выгодная стратегия и достижимый результат для большинства пациентов с опухолями и другими неинфекционными заболеваниями, — подчеркнул Аллахвердиев. — Однако важно понимать, что существует особая категория пациентов со стажем курения более 20 пачка-лет. Эту категорию следует рассматривать как “табакозависимых”, и зачастую при работе с этими людьми никакие запреты и ограничения не мотивируют их отказаться от вредной привычки».
Сам по себе никотин не является канцерогеном и не имеет доказанных негативных взаимодействий с проводимой химио- и таргетной терапией, отметил профессор.
«В связи с этим для людей с низкой мотивацией на отказ от вредной привычки целесообразно рассмотреть переход на альтернативную табачную продукцию, — отметил он. — Такие бездымные никотинсодержащие изделия можно рассматривать как медицинскую интервенцию на пути к полному отказу от курения сигарет для пациентов с серьезной табачной зависимостью».
Запреты и ограничения исчерпали свою эффективность, констатировал Аллахвердиев.
«В вопросах борьбы с табакокурением, как важного условия здоровья нации, крайне важен союз пациентов, врачей и государства, — акцентировал он. — Это люди, готовые воспринимать информацию и действовать; врачи, рассказывающие пациентам об альтернативных возможностях снижения вреда здоровью; и регуляторы, предоставляющие зависимым гражданам возможность снизить риск. Только так мы сумеем победить табачную зависимость и уменьшить распространенность онкологических заболеваний в нашей стране».