Слово – заведующему нейрохирургическим отделением городской клинической больницы № 81 Москвы, кандидату медицинских наук Евгению Сосновскому.
Не проходите мимо!
Василиса Андреева, «АиФ. Здоровье»: Евгений Александрович, как часто мы видим на улице людей, лежащих без сознания, – на остановках, на тротуарах, на платформах, а вызвать «скорую» мало кто решается, подумав, что это просто пьяный. Скажите, есть ли приметы, по которым можно понять, что человеку без сознания требуется помощь?
Евгений Сосновский: Да, такие признаки есть. Надо подойти к лежащему и громко его позвать. Если он не откликается и сохраняет неподвижность, надо наклониться и похлопать его по щекам. Одновременно принюхайтесь. От пьяного обычно исходит резкий запах алкоголя. Хотя, если человек выпил, это не исключает ни инфаркта миокарда, ни инсульта, а порой и провоцирует их.
Если после похлопывания по щекам человек очнулся, открыл глаза, спросите его, всё ли в порядке, и посмотрите на реакцию. Если вы видите, что человек нуждается в помощи, просит вызвать врача или если он так и не пришёл в себя, обязательно вызовите бригаду «скорой». Попытайтесь нащупать у него пульс. Если он не прощупывается, слабый, нитевидный или, наоборот, учащённый, аритмичный – эти тревожные признаки могут свидетельствовать о нарушении мозгового кровообращения и инфаркте миокарда.
Да, ложные вызовы «скорой помощи» случаются, но согласитесь, что лучше ошибочно вызвать её к спящему пьяному человеку, чем ошибиться однажды и не вызвать к тяжелобольному. Тем более сейчас, когда наблюдается преобладание пожилого населения и количество инсультов значительно увеличилось.
– Знаю, недавно вам пришлось выполнить операцию как раз такому пациенту, найденному без сознания на рабочем месте…
– Да, это был охранник, которого утром обнаружили сотрудники лежащим на полу. Они незамедлительно вызвали «скорую помощь», которая доставила его в нашу больницу, в отделение реанимации для больных с острым нарушением мозгового кровообращения. Все такие больные должны поступать в отделение реанимации, где они обследуются в экстренном порядке, и в течение двух часов от момента поступления в стационар диагноз «инсульт» должен быть подтверждён или опровергнут. В первую очередь таким пациентам проводят компьютерную томографию головного мозга, с помощью которой оценивают его состояние, определяют характер инсульта, исключают внутримозговое кровоизлияние, после чего реаниматологом, неврологом и нейрохирургом определяется тактика дальнейшего лечения.
Опасный сценарий
– Инсульты делятся на различные типы. Какие случаются чаще всего?
– Ишемический инсульт, или инфаркт головного мозга, возникающий в условиях сниженного или полного отсутствия притока крови к головному мозгу. Чаще всего это следствие атеросклеротического сосудистого поражения. Ещё одной причиной ишемического инсульта могут стать такие заболевания, как, например, мерцательная аритмия, когда в полости сердца формируются тромбы, которые при отрыве могут попасть в главные артерии головного мозга и закупорить их.
Коварство инфаркта головного мозга в том, что возникнуть он может как при нормальном, так и при повышенном артериальном давлении. Пациенты с ишемическим инсультом могут поступать к нам не сразу: он может развиваться постепенно, начинаясь с головной боли, головокружения, асимметрии лица, нарушений речи, шаткости походки и слабости в конечностях. Видя эту симптоматику у себя или у своих близких, не откладывая, вызывайте «скорую помощь».
– А что представляет собой геморрагический инсульт?
– Это острое нарушение мозгового кровообращения, при котором происходит разрыв внутримозгового сосуда (чаще всего во время гипертонического криза или в результате разрыва патологических сосудистых образований, таких, например, как аневризмы) с развитием кровоизлияния.
Геморрагический инсульт встречается примерно в 25% случаев и может быть различной локализации. Если объём кровоизлияния маленький, то операция может вообще не понадобиться: оно рассосётся самостоятельно.
Откуда проблемы?
– Как вы определяете, нужна ли пациенту операция и можете ли вы ему помочь?
– Необходимо учитывать несколько факторов. Во‑первых, сам характер кровоизлияния. В частности, у пациента, о котором я рассказывал, внутримозговое кровоизлияние располагалось в области мозжечка, рядом со стволом головного мозга, и при увеличении объёмов гематомы могло возникнуть сдавление жизненно важных центров продолговатого мозга, таких как сердечно-сосудистый и дыхательный. Если это происходит, то летальный исход неизбежен.
С внедрением компьютерной томографии в рутинную практику стало возможным безошибочно диагностировать внутримозговые кровоизлияния, прибегать к раннему хирургическому лечению и спасать миллионы жизней.
В данном случае мы видели кровоизлияние, которое требовало срочной операции, иначе бы пациент умер. В самые кратчайшие сроки он был доставлен в операционную, где ему была выполнена сложнейшая операция. И то, что она прошла с замечательным исходом и пациент стал быстро поправляться, конечно, с одной стороны, наша заслуга, а с другой – можно сказать, Божественное провидение.
– Слышала, что многие нейрохирургические операции вы проводите через мини-доступ, или, как их ещё называют, через «замочную скважину»…
– Преимущество таких операций в первую очередь в том, что пациенту не требуется большой трепанации черепа, большого разреза, рассечения тканей. В ходе операции выполняется небольшой линейный разрез кожи и мягких тканей длиной до 5–6 см, затем в кости черепа просверливается отверстие диаметром до 1 см, при помощи навигационной системы вводится специальный эндоскоп с осветителем и камерой и под контролем зрения проводится поэтапное удаление гематомы через его каналы. Далее эндоскоп извлекается и проводится ушивание операционной раны. Подобная методика позволяет снизить кровопотерю и уменьшить объём травмы мягких тканей, что очень важно, потому что масштабы операции отнимают у больного много сил на заживление ран. Во‑вторых, этот метод значительно сокращает длительность операции и объём кровопотери, снижая риск инфицирования. Однако не все гематомы можно удалить таким образом.
Момент истины
– Неоднократно слышала, что инсульт уже не является возрастной проблемой. С чем вы это связываете?
– Ишемический инсульт – это осложнение атеросклероза сосудов головного мозга, и поэтому чаще всего наблюдается у пожилых пациентов. Однако в последнее время мы наблюдаем развитие инсульта у всё более молодых людей. Это связано с целым рядом причин. Одна из важнейших – ухудшение экологии и питания, распространение так называемого фастфуда и других продуктов, богатых холестерином и поваренной солью. Другая причина – ведение неправильного, малоподвижного образа жизни. Это приводит к раннему развитию гипертонической болезни, которая начинается с вегетососудистых нарушений и периодических подъёмов артериального давления, что в дальнейшем может вылиться в настоящую гипертоническую болезнь.
– Кто-то из наших читателей может решить, что коль скоро вы освоили такие замечательные технологии, как операции через мини-доступ, то и волноваться о своём здоровье не стоит. Но, наверное, лучше не допустить инсульта, чем потом бороться с ним?
– Очень важно беречь своё здоровье до того, как возникают заболевания. Задумываясь над тем, как развивается инсульт, приходишь порой к неутешительным прогнозам. В школах, к сожалению, не преподают такой важный предмет, как наука о здоровом образе жизни, которая должна с детства объяснять человеку, как правильно себя вести, чтобы не заболеть. Во всём мире сейчас основным направлением медицины становится профилактика заболеваний, потому что их лечение влечёт за собой большие экономические затраты, а нарастающая инвалидизация населения многократно их увеличивает.
Даже при хорошем исходе операция не проходит бесследно. Поэтому хочется пожелать нашим пациентам, чтобы они следили за своим здоровьем, вели здоровый образ жизни, контролировали уровень артериального давления, выполняли назначения лечащего врача и проводили раннюю профилактику инсульта, потому что она намного эффективнее, чем скальпель хирурга.