Эндокринолог Валентин Фадеев: «Не бывает гормонов “плохих” и “хороших”»

Отношение к гормональным препаратам в народе, как правило, почтительно-опасливое. Их уважают, мало что в них понимая, и при этом побаиваются. Не пора ли приоткрыть завесу тайны?

   
   

Наш эксперт – специалист в области клинической эндокринологии, директор клиники эндокринологии Первого МГМУ им. И. М. Сеченова, член-корреспондент РАН, лауреат премии правительства Российской Федерации в области образования, доктор медицинских наук Валентин Фадеев.

Кто тут главный?

Елена Нечаенко, Aif.ru: Валентин Викторович, что такое гормоны? Какие из них самые важные?

Валентин Фадеев: Вообще, само это понятие, возникшее в XIX в., уже устарело. Гормон – это вещество, которое попадает в кровь, переносится ею, оказывая ­эффект на другие клетки. Иерар­хия гормонов весьма условна. Да, гипофиз регулирует работу других эндокринных желёз, но и его работа также регулируется, поэтому его можно представить как шефом, так и диспетчером. Главных и второстепенных гормонов нет. К тому же эндокринной функцией обладают в той или иной степени все органы и ткани: сердце, печень, почки, скелетные мышцы, кости, голов­ной мозг и т. д. А вот процессы взаимной регуляции гормонов нам известны на весьма грубом уровне.

– Значит, неверно считать, что, скажем, гормон стресса кортизол «плохой», а помогающий заснуть мелатонин «хороший»?

– Конечно, это полный абсурд! Без «плохого» кортизола мы, возможно, несколько дней проживём, но смерть наша будет мучительной. А вот без «хорошего» мелатонина худо-бедно жить можно.

Секрет молодости

– Давайте поговорим о гормонах молодости и старости. Как усилить выработку первых и затормозить вторые?

   
   

– Этот миф уже набил оскомину. Дейст­вительно, с возрастом снижается продукция ряда гормонов: половых, гормона роста, дегидроэпиандро­стерона и т. д. Можно ли, исходя из этого, сделать вывод, что организм стареет? Или старение – это генетически запрограммированный процесс и вследствие него (а не наоборот) происходит снижение продукции гормонов? Ведь с возрастом меняется не только уровень того или иного гормона в крови, но и сами клетки, на которые эти гормоны дейст­вуют. Когда уровень половых гормонов меняется, клетки «подстраиваются» под изменения. Представьте, что мы 100-летнему человеку поднимем содержание какого-то вещества до уровня, который был у него в 20 лет. Будет ли от этого польза? Вспомним ветхозаветную заповедь: «Не наливай молодое вино в старые мехи, по­скольку вино взыграет и мехи порвутся, а ­вино выльется!»

Гормонотерапия не призвана омолаживать. Она преследует конкретные цели: купировать одни симптомы и не дать развиться другим.

– Правда ли, что эндокринолог может прочитать диагноз по внешности?

– Профессионал должен «считывать» больного, как по штрихкоду! Внеш­ность – главный ориентир. ­Не меньшее значение имеют психо­тип, интеллект. Некоторые диагнозы видны «от двери»! Иногда то, что мы видим, настолько сильно расходится с данными гормональных исследований, что мы их ­просим пересдать.

Справка
Каждый анализ на гормоны имеет свою специфику, и вмешаться в его результат могут самые разные факторы: время забора крови, перенесённый стресс, приём лекарственных препаратов, фазы менструального цикла. Имеет значение даже, в какую посуду берётся кровь, как образец обрабатывается и хранится. Анализ ряда гормонов зависит от того, как долго вы спали ночью, занимались ли накануне сексом, курили или выпили за ужином бокал вина. Всё надо учитывать.

Не надо бояться!

– В каких случаях назначают гормональное лечение?

– Гормоны – это биологически активные вещества, которые имеют очень много мишеней в организме. Так, глюко­кортикоиды действуют практически на все клетки, их можно назначать при недостаточности эндо­кринных желёз. Цель заместительной терапии – максимально имитировать нормальную продукцию гормона.

Введение гормональных препаратов не в физиологических, а в завышенных дозах оказывает противовоспалительное действие. Конечно, любой избыток гормонов может дать побочные эффекты, поэтому к такому лечению прибегают, когда нет другого выхода либо если курс кратковременный.

Без гормонов не обойтись при дефиците ряда жизненно важных гормонов: тироксина (гипотиреоз), инсулина (диабет 1-го типа), кортизола и альдостерона (надпочечниковая недостаточность) и др. Гормоны не всемогущи, но некоторые фатальные заболевания без них вылечить трудно. 

Мифы о гормонах

Миф. С гормональными нарушениями нельзя родить.

На самом деле. Если эндокринное заболевание не лечится, то нельзя. Если же оно компенсировано, то в большинстве случаев может обсуждаться планирование беременности.

Миф. Гормональные нарушения можно лечить травами, диетой, йогой.

На самом деле. Спектр того, что на обывательском уровне называют гормональными нарушениями, варьи­рует от предменструального синдрома до заболеваний, способных привести к смерти за несколько недель и даже дней. ПМС можно лечить травами и гонг-медитацией, а вот сахарный диабет 1-го типа, феохромоцитому, синдром Кушинга и большинство других реальных эндокринных заболеваний – вряд ли.

Миф. При гормональных патологиях нельзя похудеть и удержать вес.

На самом деле. Можно! Для эндо­кринных заболеваний ожирение нехарактерно либо речь идёт об обратной зависимости, как в случае с сахарным диабетом. Это ожирение способствует развитию диабета 2-го типа, но никак не наоборот.

Справка
Эндокринное ожирение встречается редко и связано с нарушением функций эндокринных желёз. В этих случаях необходимо специальное обследование эндокринологом.

Миф. При гормональном сдвиге человек может стать социально опасным.

На самом деле. Нет! Преступные наклонности не могут быть следствием каких-либо соматических заболеваний. 

Миф. От гормонов развиваются рак, депрессия, бесплодие, избыточный рост волос на лице у женщин и проблемы с либидо.

На самом деле. Препараты эстрогенов не индуцируют рак. Но если онкология уже сущест­вует, то на фоне терапии эстрогенами некоторые опухоли могут изменить характер течения. 

Побочные эффекты от комбинированных оральных контрацептивов (КОК) возникают нечасто и при смене препарата могут исчезнуть.