В июле депутаты Госдумы могут рассмотреть поправки в законодательство о регулировании электронных сигарет и вейпов. По некоторым оценкам, от 2 до 4% курильщиков в России предпочитают именно такой вариант потребления никотина — электронные средства доставки никотина (ЭСДН).
Непреклонно следуя логике защиты здоровья, депутаты хотят установить лимит содержания никотина в 20 мг/мл — порог очень жесткий, даже в сравнении с никотиновыми пластырями и спреями, говорят медики. Чтобы разобраться с ограничениями, надо ответить на несколько вопросов в отношении вейпов и нагреваемого табака:
- Насколько безопасны электронные сигареты?
- Как использование электронных сигарет повлияет на нагрузку на систему здравоохранения?
- Как использование электронных сигарет повлияет на усилия по снижению курения и общего уровня потребления никотина?
Способ отказа от сигарет
Простого ответа — запретить и забыть — нет, потому что врачи, в отличие от депутатов, видят в электронных сигаретах возможность снизить табачную зависимость и сократить риски для здоровья от канцерогенов обычных сигарет. «Электронные сигареты являются одним из самых эффективных способов, помогающих бросить курить, — высказался главный телеврач страны Александр Мясников. — Помимо замещения никотина, электронные сигареты сохраняют у человека все его привычные, ритуальные действия. Одно „но“ — никотина в них должно быть достаточно», — пишет* в своем Telegram-канале известный доктор. Если исходить из этой логики, то запреты надо соотносить с целями и задачами системы здравоохранения: до 2035 Минздрав ставит целью продолжить проводить антитабачную политику.
Мясников обращает внимание на то, что в работе над правилами и ограничениями оборота электронных сигарет депутаты изучили не все аспекты проблемы. Особенно если рассматривать их как способ отказа от привычки курить. «Самый острый период в бросании курить — первые дни, „ломка“— 3-4 недели. Если поддержать организм никотином — будет легче. Только надо его доставить без всего этого мириада канцерогенов табачного дыма. Варианты — никотинсодержащие пластыри, жевачка и спреи. И электронные сигареты. С электронными сигаретами все сложнее. Они как бы попали под кампанию борьбы с курением. Хотя являются одним из самых эффективных инструментов этой самый борьбы», — замечает у себя в телеграмме доктор Мясников.
Устройство электронных сигарет таково, что вместо горения табака в них нагревается жидкость с никотином. Поэтому медики и ученые говорят о сниженном воздействии на здоровье альтернатив традиционным сигаретами. «В [обычной] сигарете табак сгорает при температуре 900 градусов и выделяется масса канцерогенов и смол. В ЭСДН максимальная температура не превышает 300-350 градусов. Именно температурный режим предотвращает появление высоких концентраций токсических веществ», — говорит доктор медицинских наук, профессор Давид Георгиевич Заридзе.
Помимо этого, надо учитывать более низкое содержание никотина, вдыхаемого потребителями ЭСДН. Это связано все с той же относительно низкой температурой нагрева табака или жидкости в вейпе, по сравнению с сигаретами. Если это не учитывать, то вводя жесткие ограничения в 20 мг/мл, депутаты и сенаторы просто вернут людей к традиционным сигаретам. Из-за ограничений курильщики не смогут получить привычную дозу никотина.
Вопросы регулирования
Выбор пути и принципов регулирования ЭСДН — это выбор конечной цели антитабачной политики. Эксперты Центра развития здравоохранения Московской школы управления СКОЛКОВО провели собственное исследование воздействия на здоровье как электронных, так и обычных сигарет. В сотрудничестве с 19 российскими и зарубежными специалистами они смоделировали социально-экономический эффект различных подходов к регулированию электронных сигарет до 2035 года. Задачей было понять, какой из них позволит максимально снизить курение традиционных сигарет и поддержать экономику.
Эксперты рассматривали три сценария регулирования электронных средств. Первый — жесткое регулирование и фактическое приравнивание девайсов к обычным сигаретам. Второй путь — минимальное регулирование, которое предполагает переход на электронные девайсы как рекомендацию Минздрава. Третий вариант — сбалансированное регулирование, ограничения носят необходимый, но не всеобъемлющий характер.
Для прогноза ущерба здоровью и расходов на лечение курильщиков в России до 2035 года в «Сколково» опирались на данные Росстата и ВОЗ по заболеваемости и бремени расходов на лечение, а также расчеты Австралийского иститута здравоохранения и благосостояния (там ведут учет, сколько именно заболеваний приходится на курящих пациентов).
Выводы:
Электронные средства доставки никотина представляют собой устройства, в которых вместо сжигания табачного листа происходит испарение раствора, содержащего никотин. Именно его и вдыхает человек. Вопрос безопасности ЭСДН, как в сравнении с сигаретами, так и абсолютной, а также вопрос воздействия их применения на организм человека являются важными проблемами.
На основе проведенного Центром развития здравоохранения Московской школы управления «Сколково» исследования можно сделать вывод, что, хотя ЭСДН и имеют негативный эффект на здоровье пользователя, размер данного эффекта на 80-95% меньше, чем у обычных сигарет. Большинство проинтервьюированных экспертов сходятся во мнении, что такая разница в воздействии вместе с другими особенностями ЭСДН как товара требуют иного подхода к регулированию, чем в случае сигарет.
Применение социально-экономического моделирования показало, что из трех сценариев изменения регулирования «сбалансированное регулирование» ЭСДН обеспечивает максимальное снижение расходов системы здравоохранения при выполнении целей Министерства здравоохранения РФ.
*Здесь и далее сохранены авторские орфография и пунктуация.