Как именно сказывается просмотр ТВ-программ на людях разного возраста АиФ.ru рассказал кандидат психологических наук, психоаналитик, клинический психолог высшей категории, доцент Алексей Мелехин.
Другая реальность
Эксперт предлагает оценивать это влияние через так называемую психологию интеллекта. «Что такое интеллект? Это способность человека решать жизненные задачи. И это очень важное определение, из которого и можно исходить. Есть определенные навыки, способности человека реагировать на вызовы и решать жизненные задачи. Здесь возникает вопрос: как будут влиять телепрограммы на эту способность?», — задается вопросом Алексей Мелехин.
«Современные программы порой формируют параноическую реальность, параноическое восприятие, когда нужно постоянно думать о другом: что он о тебе думает, как он тебя подставит. То есть все время нужно жить в тревоге, стрессе, не доверять другому, пользоваться другим. При этом мало передач, например, для пожилых, которые бы говорили, как делать так, чтобы их не обманывали», — отмечает психоаналитик.
Не оставлять один на один
Сегодня есть немало и детских каналов, и детских программ. Как они влияют на здоровье малышей?
«В дошкольном возрасте одним из ведущих типов деятельности является сюжетно-ролевая игра — лепка, рисование и другие. Как можно с помощью телевизора освоить то, что просто надо делать? Поэтому программы для маленьких зрителей должны быть неким образцом, инструкцией», — говорит Алексей Мелехин.
Психоаналитик полагает, что ребёнку лучше смотреть ТВ с кем-то старшим. Создаётся треугольник: программа — ребенок — взрослый, который сможет объяснить увиденное и показать, как использовать на практике.
Если оставить дошкольника один на один с телевизором, то он не будет знать, что с полученной информацией делать. Ему надо, чтобы кто-то объяснял, как ее обыграть, куда применить, отмечает специалист. «Если просто дать планшет или телевизор, у ребенка начнутся кошмары, он станет перевозбужденным. Он, например, может увидеть, что все дерутся, а что с этим знанием делать, не представляет», — говорит Мелехин. Смотреть телепрограммы детям можно минут 20, предупреждает психоаналитик.
Клиповое мышление
В случае с подростками, отмечает психоаналитик Мелехин, говорить, скорее, приходится не столько о телепередачах, сколько о роликах в Ютубе.
«Современные программы и ролики редко задают для подростков ориентиры и учат, как функционировать, решать те или иные жизненные проблемы, задачи», — говорит Мелехин.
Есть и другая крайность, когда ряд передач или роликов приводят к искажению предоставлений о себе. «Подросток, условно говоря, не умеет завязывать шнурки, но зато всем советует, как строить отношения», — иронизирует Мелехин.
Он отмечает, что это приводит к мозаичности и фрагментации сознания. Вроде как подростки все знают, но разрозненно и собрать целостную картину никак не могут. «Некоторые передачи не показывают, что надо быть целостным, имеется в виду гармоничным и счастливым, все время приходится находиться в режиме беспокойства, нет опор. А интеллект — это умение опираться на собственные ресурсы, умение своими навыками и знаниями решать те или иные задачи», — обьясняет Мелехин.
Что касается времени просмотра, то в случае с подростками каких-то определенных ограничений не создать. Правда, современная молодежь сама не особо заточена под длительные просмотры, так, например, средний тайминг передачи 20-60 минут для них может быть сложен в восприятии.
Если родителям хочется, чтобы дети использовали телеконтент не как средство отвлечения и бессмысленного времяпрепровождения, им надо самим подключаться к делу, говорит психоаналитик. Так, например, какие-то просветительские ролики интересные родители могут сами сбрасывать ребенку в почту или мессенджеры.
Функция разрядки
На взрослых телепередачи тоже оказывают определенное воздействие. «Тут тоже есть такие программы, после которых можно и на прием к врачу записаться. Все зависит от того, какую функцию программа несет. Те же ток-шоу выполняют разные задачи», — комментирует психоаналитик.
Так, например, это может быть функция разрядки, когда я идентифицируюсь с кем-то. Иногда ток-шоу заменяет феномен непрожитой жизни — в реальности скучно, а там весело, говорит Мелехин. Можно говорить и о феномене наблюдателя за чужой жизнью. «Иногда ток-шоу — это некое терапевтическое средство, когда много агрессии, и как-то надо ее из себя вывести. В этом случае можно с помощью таких шоу. Но при этом стоит понимать, что это все приводит и к эмоциональной перевозбудимости», — полагает Мелехин.
Важно обращать внимание на тематику телеконтента. Например, если это эстетические вещи — путешествия, животные и т. д., — просмотр телепрограмм может быть наоборот показан для здоровья, считает Мелехин. Тут главное понять, отмечает специалист, и всегда контролировать, ради чего человек включает телевизор, какой контент хочет там найти и какие задачи для себя решить. От этого будет и зависеть, насколько сильно просмотр ТВ скажется на его самочувствии и мировосприятии.