Левшами традиционно считаются те, у кого левые рука и нога доминируют над правыми. Но на самом деле, это явление гораздо более глубокое, потому что оно объясняется особенностями работы головного мозга.
— Быть левшой нормально. Эта врожденная особенность — не болезнь, не нарушение, а вариант нормы. И не такая уж это редкость, каждый десятый человек в мире — левша. А всего людей, которые чаще используют левую руку, чем правую, — около 15%. Тем не менее от правшей эти люди все-таки отличаются.
Левша прав
Как показали исследования, у левшей и правшей могут быть по-разному расположены центры речи в коре головного мозга. Так, у 90-95% правшей речевой центр находится в левом полушарии. А у каждого третьего левши он располагается в правом полушарии. Раньше ученые были уверены, что то, будет ли человек левшой или правшой, зависит исключительно от генетической предрасположенности. Но все поиски гена леворукости до сих пор так и не увенчались успехом, поэтому этот вопрос все еще дискуссионный.
Раньше левшей в школах обязательно переучивали, а сейчас — не торопятся этого делать. Во-первых, потому, что для этого уже нет необходимости. Это раньше весь мир был приспособлен исключительно для правшей. Но сегодня все меняется. И теперь для левшей уже есть ассортимент товаров для письма, специальные адаптированные прописи для леворуких (там нет левого наклона букв), клавиатура для компьютера и другие аксессуары. А во-вторых, исследования доказали, что от переучивания гораздо больше вреда, чем пользы. Поэтому многие нейропсихологи категорически возражают против этого. Если ребенок начинает преимущественно использовать левую руку (держит ею ручку и карандаш, ложку, зубную щетку и прочие предметы), значит, так ему командует головной мозг. И пытаться его переучивать не следует потому, что на это действие уйдет много времени и полезной энергии, которая должна была быть использована более рационально. Например, лучше все эти силы направить на освоение ребенком новых навыков, соответствующих его возрасту. Переучивание — это не только упущенное время для гармоничного развития, но и момент, который может осложнить процесс адаптации к школе, спровоцировать повышенную утомляемость, тревожность и снижение работоспособности.
Одной левой!
Тем не менее родители детей левшей должны не только приобрести им специальные прописи и письменные принадлежности, но и адаптировать для них рабочую зону. Свет от окна или лампы на тетрадь должен падать не слева, а справа. Предметы должны располагаться так, чтобы ребенку было удобно. Учителям в школе также нужно обращать внимание на эту особенность у ребенка и учитывать ее при рассадке детей за парты, чтобы школьники не сталкивались друг с другом локтями. Даже обучение левшам надо проводить не так, как правшам. Техника безотрывного письма им, например, не подходит.
Впрочем, если ребенок многое делает левой рукой, его еще нельзя записывать в истинные левши, у которого ведущими являются не только левая рука, но и левые нога, глаз и ухо. Чтобы выяснить это, надо показать малыша специалисту (неврологу или нейропсихологу). Врач не только определит его ведущую сторону, но и выяснит, нет ли у ребенка дефицита левого полушария, которое отвечает за речь и самоконтроль, потому что иногда у левшей могут быть с этим трудности. Тогда эти функции надо будет развивать дополнительно.
Знак гениев?
Многие считают, что принадлежность человека к леворуким — знак особой одаренности и более высоких интеллектуальных возможностей.
«Среди левшей, действительно, очень много успешных талантливых людей, — говорит наш эксперт. — Например, Мэрилин Монро, Моцарт, Рахманинов, Леонардо да Винчи и многие другие известные люди были левшами. По данным некоторых источников, среди левшей на 7-10% больше выдающихся людей, чем в общей популяции. Однако крупномасштабных исследований, которые бы достоверно подтверждали этот факт, не было».
Кстати, помимо левшей есть еще амбидекстры. Эти люди одинаково хорошо владеют и правой, и левой руками. Или люди, которые одни действия выполняют правой рукой, а другие — исключительно левой. Например, пишут — левой, а ложку и вилку держат правой. Кстати, считается, что у амбидекстров более развиты творческие способности. Но так это или нет, тоже пока научно не доказано, хотя само такое умение объективно очень полезно, поскольку способствует развитию нейронных связей в головном мозге. Недаром неврологи советуют периодически пытаться делать привычные вещи другой, не ведущей рукой. Такие упражнения входят в когнитивные тренинги: на занятиях пациенты рисуют сразу двумя руками круги, потом квадраты, елочки и более сложные фигуры. Такие упражнения улучшают когнитивные процессы — повышают умственную активность, работоспособность и концентрацию внимания.