Нейробиологи разработали специальный белок, улучшающий память. Это поможет создать лекарство от деменции и болезни Альцгеймера.
Римские биологи поставили очень изящный эксперимент. Они придумали, как можно включать и выключать фермент LIM-киназа 1. Он играет ключевую роль в работе синапсов в процессе обучения и запоминания. Прорывное исследование ученых опубликовано в знаменитом научном журнале Science Advances.
Память под микроскопом
Нужно уточнить, что работу памяти ученые уже давно понимают не эфемерно, а конкретно. Запоминать, по их мнению, это значит быстро образовывать новые контакты между нейронами, которые осуществляются через синапсы. Это структуры, по которым возбуждение от одной нервной клетки передается другой. Визуально это выглядит буквально так: на разветвлениях нейронов (их называют дендритами — прим. ред.) образуются дендритные шипики (выросты), они начинают контактировать с другими нервными клетками, образуя в месте контакта синапсы. Все это называют синаптической пластичностью, и чем она выше, тем память лучше.
Эти процессы хорошо изучены с помощью электронной микроскопии, которая позволяет видеть структуры нейронов в деталях. Так что память — уже не тайна. И нейроны старого организма, обладающие очень низкой синаптической пластичностью и с трудом образующие дендритные шипики, можно определять с помощью такой микроскопии.
Главное — найти хороший выключатель
Что сделали ученые? Они взяли старых крыс с уже плохой памятью и низкой синаптической пластичностью, после чего с помощью генетических манипуляций приделали к их ферменту LIM-киназе 1 выключатель. «Нажимал» на него рапамицин — это антибиотик, обладающий свойствами геропротектора (так называют препараты, продлевающие жизнь, — прим. ред.).
Когда крысам вводили рапамицин, он на несколько часов включал фермент LIM-киназу 1, образование дендритных шипиков начинало происходить весьма активно, и память у них улучшалась. Когда действие препарата заканчивалось, память возвращалась «на круги своя».
Исследование открывает путь для разработки новых препаратов для лечения заболеваний мозга, сопровождающихся потерей памяти.
«Следующим шагом будет проверка эффективности такого подхода на экспериментальных моделях нейродегенеративных заболеваний, проявляющихся снижением памяти, например при болезни Альцгеймера, — рассказывает о дальнейших планах ведущий автор исследования профессор Клаудио Грасси. — Также потребуются дальнейшие исследования для подтверждения использования этой технологии на людях».
Дорога до конкретного лекарства еще долгая, но путь понятен, а перспективы — крайне позитивные.