Разработку планируют использовать в том числе для реабилитации когнитивных функций человека.
Российские ученые создали цифровую платформу для «прокачки» когнитивных функций человека, способную до миллисекунды отслеживать работу мозга и любые изменения в нем на разных этапах. Разработка получила название «Когнитом». Над ней трудилась научная группа из Нижегородского госуниверситета им. Н. Лобачевского (ННГУ).
«Работоспособность мозга тренажер оценивает по скорости принятия решений, количеству и качеству ошибок испытуемого», — сообщили в пресс-службе университета.
Отмечается, что в исследованиях приняли участие свыше 40 000 человек.
Как работает «Когнитом»?
По словам научного руководителя проекта, д. б. н. и заведующей кафедрой психофизиологии факультета социальных наук ННГУ Софьи Полевой, когнитивный тренажер содержит более 100 шаблонов для оценки и «прокачки» работоспособности мозга. При этом задания подбираются с учетом индивидуальных особенностей человека и непосредственных задач тестирования.
«Для оценки качества обработки сенсорной и словесно-логической информации психофизиологи ННГУ использовали тест Струпа и его авторские модификации: испытуемый определяет цвет не только по смыслу слова или по цвету букв. Авторы дополнили тест новыми заданиями, в которых слова, обозначающие цвета, даются на малознакомом или полностью выдуманном языке. Это позволяет определить когнитивный потенциал участника эксперимента в распознавании новых образов и его способность к обучению», — говорится в пояснении.
Кроме того, во время «когнитивного фитнеса» ученые отслеживали у участников эксперимента телеметрию ритма сердца, чтобы понять их эмоциональное состояние и оценить энергозатраты организма. На основе этих данных они планируют также создать систему, которая поможет определить уровень эмоционального выгорания человека на работе.
Кому полезен тренажер для «прокачки» мозга?
У разработки нижегородцев широкий спектр применения. От частных задач до глобальных проблем, связанных с реабилитацией пациентов. Например, с помощью когнитивного теста можно определить степень готовности ребенка к школе. Выявить пробелы и «натренировать мозг до необходимого уровня, сформировав в нем новые нейросети», отмечает Полевая. Или можно провести диагностику и тренировки для тех, кто пережил инсульт, а также помогать детям с СДВГ или аутизмом.
Источник: