Колоколотерапию (лечение колокольным звоном) в своей работе используют врачи-психиатры и психологи. Одним из первых отечественных ученых, предложившим звон своим больным, считается питерский врач, профессор Андрей Владимирович Гнездилов. Именно на его опыт работы любят ссылаться многочисленные поклонники лечения или реабилитации колокольным звоном при тяжелых стрессовых ситуациях.
Комментарий эксперта
Павел Шариков, директор Московского колокольного центра, кандидат технических наук:
– И колокол, и било независимо от размеров излучают ультра- и инфразвук, не слышимый человеческим ухом. Профессиональные акустики, например из МГТУ, МАМИ, из Испытательного центра НИИ строительной физики, дали четкие замеры диапазонов излучаемых волн, свойственных церковному звону. При этом психологи и психиатры знают, что низкие звуки колокольного звона (тот же благовест) успокаивающе действуют на нервную систему человека, а высокие, напротив, взбадривают. Другое дело, что масштабного изучения этого влияния на организм нет.
Правда, пациенты у профессора Гнездилова – особые. Еще в 1990 году он создал и возглавил один из первых в России хосписов (лечебное учреждение для оказания паллиативной помощи неизлечимым больным). Помогает ли подопечным профессора лечение колокольным звоном? Да, причем в самых безнадежных ситуациях. Вне зависимости от выбранного им звона у человека через короткое время исчезает стрессовое состояние, падает давление, улучшается самочувствие.
Комментарий эксперта
Сергей Шушарджан, руководитель Научно-исследовательского центра музыкальной терапии и восстановительных технологий при Российском научном центре восстановительной медицины и курортологии МЗ РФ, президент Национальной ассоциации музыкальных терапевтов, доктор медицинских наук, профессор:
– Использование колокола в лечении – это вариант терапии звуком. Хотим мы или нет, но колокольный звон «записан» у нас на уровне подсознания. Необязательно в религиозном контексте – на этнокультурном уровне он точно присутствует. Поэтому «по умолчанию» звук колокола имеет определенное информационное значение и способен нести человеку даже неосмысленные в полной мере установки. И нет ничего удивительного, когда колокольный звон вызывает как минимум положительные эмоции.
Как работает метод? Человеку предлагается подойти к звоннице и просто поиграть. Людям на душу ложатся самые разные звоны и ритмы – выбор индивидуален. При этом в своей работе Гнездилов пользуется не колоколами, а билами – металлическими пластинами, считающимися предтечей колоколов, которые до сих пор используются в богослужениях. Например, на Афоне.
А еще колокольный звон развивает слуховую память, формирует чувство ритма. На практике педагог, позвонив, предлагает малышу подобрать звук самостоятельно – на выбор из нескольких разных колокольчиков. При этом у ребенка развивается концентрация внимания. А все вместе создает психологическую базу для формирования речи. При помощи звонницы легко отработать слоговую структуру слова: на каждый удар колокольчика ребенок произносит часть трудного слова. А колокольный звон как яркий эмоциональный раздражитель способствует прочному усвоению пройденного материала.
Комментарий эксперта
Марина Селиванова, логопед, педагог дошкольного образовательного учреждения для детей с тяжелыми нарушениями речи, почетный работник общего образования РФ:
– Колокольный звон – это инновационный музыкальный прием в системе коррекционного обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи, который используется уже пять лет. Звук колокольчика яркий и запоминающийся. Для детского восприятия и звукоизвлечения он проще, чем традиционные пианино или синтезатор. Колокольчики и небольшие звонницы позволяют решать многоплановые задачи. Во‑первых, это всегда интересно детям. А без мотивации успеха не будет. Во‑вторых, извлечь звук из колокольчика легко каждому – даже малышу с тяжелыми нарушениями координации. Одновременно работа с колокольчиком, специфика его удержания в руке тренирует мелкую моторику рук.
Смотрите также:
- Логопед для взрослых: как восстановить речь после травмы или болезни? →
- Сергей Иллариошкин: «От массы мозга человека ничего не зависит» →
- Между гормонами и психикой. Как поставить диагноз по почерку →