Болевой порог. Минздрав облегчил доступ к анальгетикам

С 1 июля приобрести обезболивающие препараты в Росси станет проще — в силу вступят поправки к Федеральному закону «О наркотических средствах и психотропных веществах». 

   
   

«Вступающий в силу Федеральный закон облегчает доступ к обезболивающим препаратам, что особенно важно для пациентов с онкологическими заболеваниями. Он является одним из важных элементов реализуемого сегодня Минздравом России комплекса мер по повышению доступности наркотических анальгетиков», — отметила глава министерства Вероника Скворцова.

Отголоски 90-х

Пересмотренные нормативы, по словам Скворцовой, не корректировались с 90-х годов. Закон № 501 упростил требования к перевозке наркотических средств — теперь машину с подобным грузом не должна сопровождать специализированная охрана. Одним из важных изменений, касающихся покупателей, стало увеличение срока действия рецепта на лекарства, содержащие психотропные вещества, с пяти до 15 дней. 

«Период выписывания рецепта, согласование и далее его срок действия в пять дней означал, что за следующим рецептом нужно обращаться сразу же после выписки очередного рецепта, а это существенные затраты времени и сил. В этой ситуации ухаживающие вынуждены постоянно отпрашиваться с работы, что влечёт за собой дополнительные негативные последствия», — отметила исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей (РААС) Нелли Игнатьева

По словам эксперта, при составлении поправок к закону предлагалось увеличить срок действия рецепта до 30 дней, «но остановились на 15». 

«Международный опыт имеет максимальный срок действия таких рецептов 60 дней», — прокомментировала поправки Игнатьева.

Одновременно с этим при покупке новой дозы лекарства, которая также была увеличена, обладателю предписания врача, больше не нужно будет возвращать использованную упаковку от препарата.     
   

«До введения изменений в Федеральных закон пациенты должны были возвращать упаковки от использованных препаратов, что требовало времени и сил. Новые правила этого уже не просто не требуют, а запрещают. Все изменения облегчат доступ к обезболивающим наркотическим и психотропным препаратам. Жаль только, что правила отпуска не избавят больных от всех страданий, вызванных заболеваниями», — сказала исполнительный директор РААС.

Пациенты, которые столкнутся с нарушениями при назначении и выписке обезболивающих, могут пожаловаться, позвонив по телефону горячей линии Росздравнадзора.

Дилемма с множеством переменных

По словам директора благотворительного фонда «Подари жизнь» Екатерины Чистяковой, поправки в закон — лишь «один из шагов к тому, чтобы получить обезболивание стало проще».

«Однако для того, чтобы каждый нуждающийся мог получить облегчение боли в течение нескольких часов, предстоит сделать ещё очень и очень многое. Прежде всего, обучить участковых терапевтов и врачей многих других специальностей подбору современных схем обезболивания, облегчить бюрократические процедуры, связанные с оборотом наркотических лекарственных средств, наладить систему распределения препаратов в регионах России, ввести в практику детские формы обезболивающих лекарств», — сказала глава фонда.

Новый закон был принят на фоне увеличения числа самоубийств среди онкобольных. С начала 2015 года добровольно ушли из жизни более 40 человек. 

«Болевым толчком в принятии решения о частичном упрощении правил отпуска названных препаратов, увы, стали печальные трагические смерти наших сограждан, которые своевременно не получили нужные обезболивающие», — сказала Нелли Игнатьева. 

Впрочем, президент фонда помощи хосписам «Вера», член Совета общественных организаций по защите прав пациентов при Департаменте здравоохранения Москвы Анна Федермессер призывает не сводить проблему к нехватке лекарств.

«Давайте не будем, пожалуйста, упрощать. Самоубийство онкобольных — это сложная тема и, надо смотреть правде в глаза, всегда такой будет. Нормальный человек, сталкивающийся с таким диагнозом, не только в России, даже в тех странах, где медицина значительно более развита и где больше денег на лечение онкологических заболеваний выделяется, задумывается о смерти», — отметила глава благотворительной организации. 

По словам эксперта, решить эту проблему сможет только развитие паллиативной помощи*, в которой, согласно последним данным, нуждаются более 1 млн россиян.

«Российский закон видит её (паллиативную помощь — прим. ред.) исключительно как медицинскую помощь. В то время как во всём мире паллиативная помощь — медико-социальная. Когда человек приближается к концу жизни, медицина не может стать исчерпывающим помощником», — уверена Федермессер. 

Президент благотворительного фонда уверена, что пока общество не научится прислушиваться к больному, «никакие законы ситуацию не изменят». 


*Паллиативная помощь — область здравоохранения, отвечающая за улучшение жизни пациентов с неизлечимым диагнозом.