Без рубцов от операции. Как работает современная хирургия щитовидной железы

М.Ю. Юдин в операционной. © / СМ-Клиника.

Статистика неутешительна: патология щитовидной железы встречается достаточно часто. Так, например, около 40% населения планеты имеет узловой зоб. Спусковым крючком для развития заболевания щитовидки могут стать эндокринные нарушения, аутоимунные заболевания, йододефицит, наследственность, работа на вредном производстве, радиационное воздействие и даже курение.

   
   

«Не всегда такие изменения безобидны, не всегда их можно вылечить лекарствами. В некоторых случаях следствием непролеченности может стать прогрессирование онкологии, сдавление верхних дыхательных путей, токсическое воздействие сбоящей железы на организм. Обычно это происходит при развитии карциномы и аденомы органа, многоузлового токсического, диффузно-токсического и нетоксического зоба с увеличением железы и при других серьёзных нарушениях работы и структуры щитовидки. Все эти состояния — неотложный повод обратиться за хирургической помощью», — рассказывает Максим Юрьевич Юдин, хирург-эндокринолог, онколог, заместитель главного врача по хирургии в «СМ-Клинике» на Новочеремушкинской улице.

К счастью, хирургию щитовидной железы сегодня сложно назвать травматичной. Применение современного электрохирургического оборудования, нейромониторинга, рассасывающегося шовного материала, кожного клея превращает эти вмешательства в «операции одного дня».  

Применение эндоскопии в хирургии щитовидной железы позволяет минимизировать послеоперационный болевой синдром, изменить длину разреза или вообще избежать появления у пациента рубца на передней поверхности шеи.

Одна из самых современных технологий, которая отличается высоким косметическим эффектом, использует доступ через «естественные отверстия» — операция по удалению щитовидной железы через проколы на слизистой нижней губы, так называемая трансоральная эндоскопическая тиреоидэктомия (TOETVA).

Это одна из передовых методик, и она накладывает на медицинскую организацию и врачей ряд серьёзных обязательств. Во-первых, вмешательство требует первоклассной аппаратуры. Сюда входят электрохирургическое и эндоскопическое оборудование, ультразвуковая диссекция, нейромониторинг. Во-вторых, у операционной бригады должна быть высокая квалификация. Так, хирург может выполнять эндоскопические операции на щитовидной железе лишь в том случае, если имеет достаточный опыт в открытой хирургии и безупречно ориентируется в анатомии шеи. 

Но результат при выборе TOETVA того сто́ит. Пациент быстро восстанавливается: швы, расположенные на слизистой нижней губы, практически не ощущаются, а отек в области вмешательства, как правило, проходит самостоятельно в течение двух недель. И один из основных плюсов — после такой операции у человека не останется шрама на передней поверхности шеи. 

   
   

«Не все медицинские организации могут предложить проведение TOETVA, даже когда речь идет о столице, — слишком высокие входные барьеры: это касается и квалификации хирурга, и оснащённости операционных. Ресурсы „СМ-Клиники“ (технологические и профессиональные) позволяют нам предоставить пациентам этот вид хирургического доступа при операции на щитовидной железе. Результат — качественная медицинская помощь в борьбе с болезнью и высокий косметический эффект», — поделился Максим Юрьевич.

Противопоказания

Однако специалист отметил, что некоторым пациентам все-таки придется воздержаться от проведения трансоральной тиреоидэктомии. Это касается тех, у кого диагностирован аутоиммунный тиреоидит, болезнь Грейвса, низкодифференцированный или недифференцированный рак щитовидной железы и наличие метастазов в боковом треугольнике шеи (сN1b). Также не подойдет операция пациентам при анатомически «короткой» шее, перенесшим операции в этой области, с большим объемом щитовидной железы или при ее загрудинном расположении. 

Еще один важный момент: перед проведением операции по методике TOETVA у пациента должна быть санирована полость рта, то есть не должно быть кариеса. Это обязательное условие.

«Первые успешные операции на щитовидной железе стали проводить чуть более 100 лет назад. Человеком, который на своей практике доказал, что хирургия этого органа — не профессиональное самоубийство (а заодно и убийство пациента), стал Теодор Кохер. За свою работу Кохер получил Нобелевскую премию и стал первым хирургом, который был удостоен этой награды. А первая в мире успешная эндоскопическая операция на щитовидной железе была выполнена почти век спустя, в 1995 году. Это стало началом эпохи эндоскопических вмешательств на этом органе. Сейчас мы можем уверенно сказать, что малоинвазивные и эндоскопические вмешательства на щитовидной железе прочно заняли свою нишу. Теперь хирургически вылечить этот чувствительный орган можно так, что не останется и следа. В самом прямом смысле — следа на теле пациента», — резюмировал Максим Юдин.

На правах рекламы

ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. ПРОКОНСУЛЬТИРУЙТЕСЬ СО СПЕЦИАЛИСТОМ