Свой творческий путь она начала в середине минувшего века, и вскоре уже ни один праздничный концерт не обходился без ее оптимистичных, жизнеутверждающих песен и маршей, которые исполняли такие корифеи эстрады, как Клавдия Шульженко, Юрий Богатиков, Иосиф Кобзон, Эдуард Хиль. Людмила Алексеевна и сейчас, несмотря на солидный возраст, сохранила творческую активность и неиссякаемый оптимизм. В последние годы ею написано множество новых песен, которые исполняют Елена Образцова, Ренат Ибрагимов, Эдита Пьеха, Лариса Гапонова, Артур Эйзен, Сергей Пенкин.
Ловись, рыбка…
– Людмила Алексеевна, откуда у вас столько энергии?
– Наверное, оттуда (поднимает глаза кверху и крестится). Я верю в Бога, всю жизнь чувствую, что кто-то как бы наблюдает за мной. И все время благодарю Его за все, что имею. И еще верю в хороших людей, стараюсь делать добро, хотя мне не раз в моей жизни делали зло. Стараюсь использовать лекарственные травы. Но главное, мне кажется, – уметь отключаться, больше гулять. Я, например, езжу в Лужники, там хорошая набережная, воздух и вода, можно три-четыре километра пройти пешком. Конечно, это пришло с годами. В молодости не до того было: все нужно было скорей-скорей… Теперь стараюсь не насиловать себя. Если хочется поспать – ложусь и сплю. Есть люди, которые все время ноют: тут болит, там болит, но это ведь скучно, правда? А я вот, например, рыбалкой увлекаюсь.
– Даже сейчас, зимой? И не боитесь простудиться?
– Ну да, и зимой тоже! Наденешь валенки с галошами, а поверх – бахилы, чтобы не промокнуть, штаны теплые (мне летчики подарили двое таких штанов – для меня и для мужа), дубленку, шапку. Становишься как тумба. Однажды сижу на льду, и так хорошо клюет: ловится и ловится! Подходит ко мне какой-то мужчина, видит улов, потом подходит к своему приятелю, который неподалеку тоже сидит рыбачит. И говорит: «Что ж ты ничего не наловил? Вон, смотри, у того мужика-то как хорошо ловится!» А приятель отвечает: «Это не мужик, это Лядова!» – «Да какая Лядова? Не может быть!»…
Сижу, бывает, по пять часов, если, конечно, мороз несильный. Луночка замерзает, проворачиваешь коловоротом, тяжело... Особенно тяжело в марте, когда слой льда нарастает метровый. Конечно, термос берешь, бутерброды. Но там, где я рыбачу, и Дом рыбака есть, можно заночевать. Хорошо, если еще и в баньку. А лучше всего рыбу ловить летом, в июне: окунь ходит, жирует. Я на Сенеже окуня на малечка ловлю. Боже, как берет, аж палец болит снимать улов! Из пойманной рыбы готовлю уху, плотву жарю, иногда рыбные котлеты делаю… С детства люблю рыбалку, рыбачила с двумя своими двоюродными сестрами.
– Может, вы еще и спортом занимаетесь?
– А как же! На лыжах хожу. Иногда езжу в Рузу, там и Дом творчества композиторов, и Дом писателей, и Дом актера были, но сейчас все разворовали. Зато воздух там замечательный. К тому же в Старой Рузе у меня маленькая дачка.
Девушка с характером
– Вашей спортивной форме можно позавидовать. Говорят, и характер у вас боевой. Читала, что в молодости вас даже исключили за что-то из комсомола…
– Было дело, хотя я и была тогда членом горкома комсомола. Я тогда вступила в кооператив и очень много работала, чтобы за него расплатиться, поэтому мне некогда было ходить на комсомольские собрания. За то и выгнали. Я вообще все всегда делаю за свой счет. А вот молодые сейчас ищут спонсоров. Кто-то за них заплатил – и вот уже засияла новая «звезда».
– Людмила Алексеевна, книга, написанная о вас, называется «Людмила Лядова в противостоянии попсовой культуре». Вы действительно такой активный борец с «попсой» или это просто игра слов?
– Бороться с существующей системой бесполезно. Там, на телевидении, сидят «три кита», и они не пускают никого. Вот, например, сестры Толмачевы из Курска победили в конкурсе «Евровидение». Очень талантливые, поют прекрасно! Но… видимо, не дали взятку, и их «закрыли». Сережа Пенкин – потрясающий певец, а не видно его на телевидении. Магомаева 10 лет никуда не приглашали. Хорошо, хоть к Геннадию Петровичу Малахову всех приглашают бесплатно. Мне вот там даже часы подарили. Мне нравится эта передача. Я туда всегда с удовольствием прихожу и дарю свои любимые рецепты.
– А нашей газете подарите?
– Ну конечно! Вот, например, все женщины клюют на импортные кремы, платят за них огромные деньги, а я считаю, что достаточно утром помазать лицо хорошим оливковым маслом и походить так, а потом, что не впитается, ваточкой стереть. А еще побольше капусты надо есть во всех видах – и кислую, и свежую, и цветную.
Любви прекрасные порывы…
– Людмила Алексеевна, а правда, что в свое время на вас Тихон Хренников хотел жениться, а вы его отвергли?
– По поводу Хренникова – больше сплетен, чем правды. Он очень хороший человек был. Первое свое звание я получила благодаря ему. Однажды спросила у Тихона Николаевича: «Почему так? Мне уж 50 лет, а я не имею никакого звания». – «Разве?» – удивился он. И вскоре после этого мне дали «заслуженного деятеля искусств», а потом и «народную артистку СССР». Тогда все-таки были всякие фестивали, и композиторов поощряли.
А вообще на мне многие хотели жениться, не только Хренников. Но я выбирала всегда сама. Пусть и ошибалась. У меня сейчас четвертый муж, с которым мы живем уже 40 лет. Он моложе меня на 17 лет. Мы встретились в джаз-оркестре под управлением Александра Горбатых, где он играл на саксофоне.
– Наверное, когда выходили за него замуж, близкие отговаривали вас, говорили, что из-за разницы в возрасте он все равно от вас уйдет?
– Конечно, все были в ужасе. Но от меня никогда никто не уходил. Я сама всех выгоняла. Ему тоже было нелегко со мной, но Саша умный человек. А прежние мужчины слишком уж задирали нос: считали, что, женившись на мне, уже меня и осчастливили. На этом и горели. А Саша очень заботливый. Бывает, я возвращаюсь поздно после концерта уставшая, а он мне говорит: «Милочка, приляг, отдохни, я тебе сейчас еду принесу». И несет ужин на подносе прямо в кровать. Сейчас время такое: все врут, все фальшивят, никому верить нельзя, а мы друг другу полностью доверяем, и я это очень ценю.
Недавно написала песню на прекрасные стихи Светланы Белявской, которая живет в Перми. Мне очень нравятся слова этой песни: «Пусть нету порой ни гроша, была бы богата душа. Она подороже рублей, в свой дом не закроет дверей, поможет уставшим присесть, поставит на стол все что есть. И все-таки жизнь хороша, была бы богата душа!» Душа – это главное.
– А детей почему не завели?
– Так, видно, суждено. Мои дети – моя музыка.
Смотрите также:
- Евгений Коган: «Если каждый будет более внимательным, то некоторым удастся избежать легких психических расстройств» →
- Домашний ребенок →
- Простые вещи →