Пережить Цхинвал: жителям Южной Осетии придётся бороться с тяжелейшими психологическими травмами

   
   

Но специалисты предупреждают: в ближайшее время Южную Осетию захлестнет другая волна – депрессий, фобий и нервных расстройств.

На войне как на войне

На медицинском языке то, что испытывают люди, оказавшиеся в зоне боевых действий, называется посттравматическим стрессовым расстройством. В первые три месяца после трагических событий появляются навязчивые воспоминания, ночные кошмары, приступы панического страха, во время которых расширяются зрачки, пересыхает во рту, перехватывает дыхание… Если в это время пострадавшему сделать кардиограмму, она наверняка покажет тахикардию или аритмию. И такие состояния могут продолжаться не один год.

Группа риска – подростки и дамы в возрасте

Тяжелее всего тем, кто в результате страшной трагедии потерял кого-то из близких. Люди, пережившие утрату, часто уходят в себя, запрещают себе любые эмоциональные связи с семьей, коллегами, друзьями. Осиротевшего человека захлестывает волна самых противоречивых чувств: ощущение пустоты и бессмысленности жизни, отчаяния, одиночества, злости, обиды. И чувства вины. За то, что остался жив. Без профессиональной помощи, считают психологи, в таких случаях не обойтись.

Самое тяжелое время для пережившего потерю близкого человека длится от сорока дней до года. По оценке специалистов, чтобы пережить то, что произошло в Цхинвале, года мало.

И тяжелее всего придется тем, кто страдает хроническими заболеваниями, а также подросткам, пожилым людям и женщинам климактерического возраста. Первым – в силу своего ослабленного состояния, вторым – из-за проблем переходного возраста и гормональной перестройки, которую испытывает в это время их организм.

Выйти из стресса поможет южный менталитет

А вот дети, как ни странно, переживают подобные потрясения легче. По словам заведующего отделением клинической психологии Научного центра психического здоровья РАМН Сергея Ениколопова, у них более гибкая, чем у нас, взрослых, психика и более непосредственная реакция на стресс.

   
   

Специалисты не раз восхищались удивительной детской способностью интуитивно давать выход разрушительным эмоциям. Выплеснуть боль и страх ребятишки пытаются, играя в то, что недавно пережили. Таким образом они подсознательно восстанавливают разрушенную картину мира.

И в то же время Сергей Ениколопов считает, что страдания и муки, выпавшие на их долю, жители Цхинвала переживут более стойко, чем, скажем, пострадавшие в 1999-м от террористов жители российской столицы. Залог тому – южный менталитет. В южной культуре не принято скрывать своих чувств, и радость, и горе здесь переживают всем миром, и это дает ощущение поддержки.

Выплеснуть боль

Как справиться с горем? Специалисты говорят: для начала не бояться того, что с вами происходит. Горевать и испытывать боль, потеряв любимого человека, – это нормально.

Предаваясь воспоминаниям, просматривая старые фотографии, перечитывая старые письма, постарайтесь фиксировать внимание только на хороших моментах. Тягостные воспоминания гоните прочь!

Не замыкайтесь в горе! «Выплачьте» его либо очень близким людям, либо совсем незнакомым. Не надо стыдиться нахлынувших чувств. Чем сильнее переживания, тем быстрее наступит катарсис и, возможно, тем легче вы преодолеете стресс.

Выплеснуть боль можно, нарисовав ее на бумаге, посвятив ушедшему стихотворение и даже… написав ему письмо.

Известны случаи, когда душевное потрясение не только не сломило тех, кто его пережил, но и стало мощным толчком для небывалого творческого роста. Потеряв кого-то из близких, люди круто меняли жизнь: получали новую профессию, переезжали в другой город, встречали новую любовь. И обретали смысл в жизни.

Кстати

Иногда переживание утраты затягивается и грозит саморазрушением. Настораживающими признаками являются:

► невозможность говорить о давно умершем, не демонстрируя при этом признаков острого горя;

► интенсивные переживания по поводу подобных происшествий у других людей;

► постоянные разговоры на эту тему;

► сохранение вещей умершего в пределах, переходящих разумные;

► хроническая депрессия с чувством вины и потерей самоуважения;

► демонстративно-навязчивое подражание умершему;

► наличие саморазрушительных импульсов (уход в алкоголь, наркотики);

► необъяснимая печаль, возникающая в одно и то же время года;

► различные страхи (фобии);

► затянувшийся процесс горевания (более двух лет).

Смотрите также: