У человека, которому поставлен онкологический диагноз, сразу возникает множество проблем, на фоне которых вопрос — как пережить случившееся — обычно упускается из виду. Поэтому человеку, столкнувшемуся с онкологическим диагнозом, искать ответы на вопросы, роящиеся в его душе, приходится в разговорах с близкими.
Перед человеком, которому впервые был поставлен онкологический диагноз, наиболее часто возникают такие вопросы.
1. Почему это случилось со мной?
По статистике, с онкологическим диагнозом в России сталкивается каждая четвертая семья, а заболеваемость постоянно растет. Поэтому риск, что с таким диагнозом столкнется сам человек или его близкие, к сожалению, довольно высок. Как и вероятность того, что болезнь удастся перевести в устойчивую ремиссию. Методы лечения постоянно совершенствуются, и у многих видов рака сегодня благополучный прогноз.
2. Наверное, я сам виноват в случившемся? Это мое поведение (поступки, мысли, ссоры и т. д.) привели к болезни?
Рак — многофакторное заболевание. Крайне редко его провоцируют какие-то конкретные факторы (вирусы, стрессы). Никакие действия пациента не могут быть решающей причиной хотя бы потому, что множество людей делали примерно то же самое, но с ними ничего не случилось.
Ответственность пациента за болезнь может быть допустимой только в том случае, если человек черпает в такой постановке вопроса силы. Ведь если одни его действия привели к болезни, значит, другие могут привести к исцелению.
Но в целом винить себя — это крайне опасный путь. В каждом народе и эпосе есть мифы или сказки о схождении человека в подземный мир. Главный дружеский совет, который ему перед этим дают его проводники, — отказывать в помощи всем просящим. Поскольку если герой отдаст даже самое малое и незначительное — это помешает ему вернуться назад.
Когда человек болен, крайне важно сохранять свои силы и не растрачивать их как на ненужные дела, так и на ненужные эмоции. Самая энергозатратная из них — это жалость к себе. Поэтому важно решительно сказать нет чувствам, отнимающим драгоценную жизненную энергию, которая сейчас жизненно важна для борьбы с болезнью.
3. Что будет с моими детьми (кто будет выплачивать ипотеку, достраивать дом, ухаживать за лежачими родственниками)?
Специалисты называют такие вопросы «преждевременным гореванием». Есть хорошее правило — решать проблемы по мере поступления. Когда человеку только поставлен диагноз — житейские вопросы еще не стоят остро. Поэтому чаще за такими вопросами стоит другой, невысказанный — «что будет, если я умру?»
Как ни странно, он тоже относится к неактуальным. Современная терапия способна годами поддерживать жизнь людей даже с запущенными и агрессивными видами рака. Очень важно не зацикливаться на таких вопросах (см. п. 1 и п. 2).
4. Как я буду общаться с людьми? Ведь, узнав мой диагноз, они будут избегать меня, как прокаженного.
Поскольку заболеваемость постоянно растет (как и осведомленность об онкодиагнозах, прогнозах пациентов и т. д.), диагноз «рак» уже не внушает людям ужас и трепет. Вопрос о заразности рака также можно считать закрытым. Поэтому при общении диагноз собеседников вообще не имеет никакого значения.
Сегодня повсеместно создаются сообщества онкологических пациентов, которые активно выступают в средствах массовой информации с рассказами о пациентах, которые 10-15-20 лет не только живут, но и активно работают, путешествуют и т. д. со своим диагнозом.
Например, в Калининграде активно работает общество онкологических пациентов «Вита», которое возглавляет онкопациент, врач-гинеколог Лидия Чашина. Ежегодно в регионе проводится марш онкопациентов, которые проходят по центральным улицам города. Цель таких мероприятий одна — снять страх людей перед своим диагнозом, настроить их на успешную борьбу со своим недугом.
Кстати
«В мае прошла конференция для пациентов с онкологическими заболеваниями. Для