О себе
— Мне очень приятно осознавать, что жизнь распорядилась таким образом, что я возглавляю министерство, — рассказала Татьяна Голикова за деловым завтраком с журналистами. — С другой стороны, мне страшно это осознавать, потому что степень ответственности, которая на меня возложена, превосходит все мои внутренние человеческие возможности. Но тем не менее я стараюсь сделать всё возможное. Да, мне сложно, потому что в некоторые специальные вещи я должна «входить» практически с нуля. Но в силу характера, чувства ответственности за то, что мне поручают, я не могу принять решение, пока я, извините, до руды не дойду.
Когда я из Министерства финансов перешла в Минздрасоцразвития, у меня произошла переоценка ценностей. Многие вещи, которые здесь являются значимыми, там у нас проходили как дежурные. Здесь ситуация более ответственная, связанная с людьми. Всё, что мы делаем, в первую очередь надо примерять на наших граждан. Иногда, решения, которые мы принимаем, бывают скоропалительные, продиктованные какими-то сиюминутными задачами. Зачастую, наша скоропалительность и непродуманность приводит к серьёзным или даже необратимым последствиям. Но я надеюсь, это время прошло.
О министерстве
Я не отношусь к людям, которые критикуют решения государственной власти. Но система управления, созданная таким образом (о структуре министерства. — Прим. авт.), даёт сбои. Здесь были определённые сложности и у Зурабова. Поэтому в министерстве будут кадровые и структурные изменения. Появятся два новых департамента. Один — по науке и образованию, другой — по охране здоровья (рабочие названия). В ведение первого перейдут все медицинские вузы, относящиеся к Минздравсоцразития. Второе займётся предупреждением заболеваний, пропагандой здорового образа жизни.
О нацпроектах
Национальные проекты свою миссию выполнили. Они ещё больше обострили некоторые проблемы в здравоохранении. И это на самом деле хорошо. Это дало толчок к развитию тех направлений, по которым надо двигаться. Настало время делать единую программу развития здравоохранения, соединив нацпроекты с другими направлениями.
О бесплатных лекарствах
В любой уважающей себя стране граждане имеют лекарственное страхование. Гражданин не зависит от того, сыграли мы конкурс по приобретению лекарств или нет. Он просто идёт к доктору и получает свой рецепт — либо бесплатный, для социально-защищённых групп населения, либо частично платный, для работающих граждан. И приходит в аптечное учреждение за приобретением лекарственных средств, которые ему положены по рекомендации врача. Мы будем идти по этому же пути.
Очень важно выработать такую схему, которая для нас будет работоспособна. В первую очередь в систему лекарственного страхования попадут льготники. Если удастся принять законодательные решения, то начнём этим заниматься с 2010 года. Как только отработаем схему, перейдём на всех остальных граждан, но я не думаю, что это ближайшая перспектива, потому что риски слишком высоки. Сегодняшняя проблема такова: в одном и том же аптечном учреждении один и тот же препарат в свободной продаже есть, а в окошке «льготное лекарственное обеспечение» — нет. И гражданин, который приходит в аптеку, не понимает: почему? Лекарственное страхование позволит уйти от этой проблемы.
О платных услугах
Хочу напомнить о существенном элементе, который напрямую связан с 41 статьей Конституции (статья гарантирует равные для всех возможности получения бесплатной медицинской помощи), — это программа государственных гарантий оказания медицинской помощи, которая необоснованно забыта в последние годы. Вроде как существует программа государственных гарантий, но чего там в ней гарантировано, я думаю, мало кто знает. А это непосредственно касается каждого из нас. Есть предложение, которое поддержано на уровне правительства, — превратить программу государственных гарантий в закон. Государство должно чётко сказать, какие виды помощи гражданину окажут бесплатно, а за что ему придётся платить.
О зарплатах
В действующей сегодня разрядной сетке размеры ставок окладов медиков очень маленькие. Предстоит серьёзная модернизация подхода к оплате труда врачей. Речь идёт о принципиальном отказе от единой тарифной сетки. С 1 января 2009 года мы планируем перейти на новую систему оплаты труда, предоставив соответствующие полномочия руководителям учреждения. Платить будем за соответствующий результат работы. При формировании бюджета на 2009-2011 годы вопрос финансирования перехода на новую систему будет одним из ключевых. До конца июня мы сможем обозначить механизм реализации и денежные средства, которые будут заложены.
О качестве
Квоты (то есть выделение ограниченного количества мест в федеральных клиниках для больных из регионов. — Прим. авт.) — не совсем правильная система. Любой больной должен реально сам выбирать, как и где лечиться, а государство должно ему сказать, что необходимая услуга может быть предоставлена ему в таких-то учреждениях. Что сегодня происходит? Орган власти субъекта РФ, к которому обращается больной, выдаёт направление на лечение в федеральный высокотехнологичный центр. Но обратной связи между этим учреждением и органом власти субъекта РФ не происходит. Мы не знаем, оказали ли больному там помощь, и оказали ли как надо, как он хотел? Это реальная проблема. Надо перевернуть эту пирамиду. Надо, чтобы сам гражданин, а не чиновники за него, определял, где ему хотелось бы получить помощь. Чтобы он туда поехал, вылечился, вернулся домой, встал на учёт в своей поликлинике, где его дальше наблюдают, чтобы он не потерялся в нашем огромном пространстве. И деньги должны следовать в федеральный центр не до, а по факту оказания помощи больному. Но просто перейти от одной системы к другой, одномоментно всё сломать нельзя. Нужно время, чтобы настроить эту систему.
Ещё одна существенная проблема связана со стоимостью оказания тех или иных видов медицинской помощи. Например, сейчас серьёзные заболевания крови в рамках квот стоят порядка 64 тыс. рублей. А на эти деньги качественную помощь обеспечить невозможно. Поэтому мы сейчас увеличиваем объёмы стоимости квот по гематологическим заболеваниям.
Смотрите также:
- Частники хотят приручить бесплатную медицину. А нам, пациентам, оно надо? →
- Мосгордума предлагает сделать тестирование на наркотики гласным →
- Леонид Рошаль: Доктор не должен неучтиво говорить с пациентом →