Нужна ли стране принудительная диспансеризация?

   
   

Слово «диспансеризация» мы слышим не впервые. У нас есть опыт советской диспансеризации 80-х годов, детской — в 2002-м, названной позже главным педиатром страны академиком А. Барановым провальной, и прошлогодней, когда проверяли работников бюджетных организаций и вредных производств. Единственным итогом стало объявление, что население у нас нездорово. Судя по предложенной Минздравсоцразвития стратегии очередной такой программы (приказ № 80 от 20.02.08), мы наступаем на те же грабли.

Искать больных

— Настоящая диспансеризация, — считает Александр Линденбратен, замдиректора НИИ общественного здоровья РАМН, — означает, что мы не только обследуем людей, но и даём рекомендации по оздоровлению, а позже проверяем, ухудшилось у них от этого здоровье или улучшилось. Это хороший метод, если его правильно применять. Но даже просто осмотры в том виде, в котором они сегодня предлагаются, вызывают сомнения в их эффективности.

А затраты на них огромны.

— У нас около 75 млн. работающих граждан. Если каждый потратит на хождение по врачам минимум один день, — говорит Кирилл Данишевский, президент Общества специалистов доказательной медицины, — то в масштабе страны на диспансеризацию уйдёт такое же количество рабочих дней, как если бы из трудовых рядов на год одновременно выпали 320 тыс. человек. А это примерно 55 млрд рублей минус от ВВП. Прибавьте сюда 70 млрд, выделяемых из бюджета на диспансеризацию. Вопрос: что же мы, налогоплательщики, получим за эти деньги, кроме миллионов баночек с мочой?

— Пытаться обследовать всех на всё — стрелять из пушки по воробьям, — рассуждает профессор Линденбратен. — Нужно сначала отсечь колоссальную армию здоровых людей, например во время опроса терапевтом. И только тем, у кого есть жалобы, проводить специфические (не общие!) тесты на конкретные заболевания.

Зачем хирург?

В роли «диспансеризаторов» предлагаются 7 врачей: терапевт или врач общей практики, гинеколог, уролог, невролог, хирург, офтальмолог, эндокринолог.

— Польза в подавляющем большинстве случаев, видимо, будет только от встречи с терапевтом, — убеждён К. Данишевский. — Он узнает, есть ли жалобы, и, я надеюсь, даст советы по коррекции факторов риска, измерит давление. Что именно и зачем будут искать у здоровых людей хирурги, урологи? Занятые бессмысленными осмотрами, они меньше времени смогут уделить больным. Спросить «На что жалуетесь?», померить давление вполне может медсестра. На Западе именно так и происходит.

Недоработали

Многие из предлагаемых диагностических тестов давно устарели (см. ИНФОГРАФИКУ), а ряд современных эффективных методов в списке отсутствует.

   
   

— Почему в планах Минздравсоцразвития нет теста на рак толстой кишки? — удивляется К. Данишевский. — Исследование кала на скрытую кровь дёшево и эффективно выявляет опухоли на ранней стадии, когда они хорошо лечатся. Такой анализ может предотвратить каждый шестой случай смерти от рака толстой кишки. Необъяснимо и отсутствие в программе мазков Папаниколау для раннего обнаружения рака шейки матки. Современная вакцина против него большинству наших женщин недоступна, а этот простой и эффективный метод ранней диагностики способен снизить смертность от рака шейки матки на 80-90%.

— В нашей стране многие решения принимаются скоропалительно, — считает профессор Линденбратен. — То, что сейчас делается, обречено на тот же результат, что и предыдущие попытки. Мы сейчас подготовим реактивы, выберем специалистов — затратим средства. А население не пойдёт. Нужны стимулы: прошёл диспансеризацию — получи скидку на лечение или лекарства, льготную путёвку в санаторий и т. д. Надо, чтобы люди были заинтересованы в своём здоровье. Тем более что предоплату мы уже сделали — заплатили налоги, из которых сформировали бюджет и выделили деньги на диспансеризацию.

Особое мнение

Директор Департамента развития медицинской помощи и курортного дела Минздравсоцразвития России Галина Махакова:

— Крайне необоснованно говорить о неэффективности программы диспансеризации. Благодаря раннему выявлению опасных заболеваний в 2006 году врачам удалось сохранить 138 тысяч человеческих жизней, в 2007 году — 240 тысяч. И это абсолютно реальные цифры. Почти у 60% обследованных были выявлены хронические заболевания, требующие вмешательства. Высоким оказался и процент женщин, попавших в группу риска развития рака груди. Было обнаружено 7 тысяч человек, нуждающихся в высокотехнологической медицинской помощи, их направили на проведение необходимых операций. Выявлены всевозможные инфекции, такие как туберкулёз. Люди даже не подозревали, что больны и опасны для окружающих. Поэтому в этом и следующем году диспансеризацию решено расширить, распространив на всё работающее население, — всего будет обследовано 22 млн. человек. Минздравсоцразвития России оговаривает лишь минимальный набор обследований, а каждый регион может расширить эту программу. Мы готовимся к тому, что она постепенно, при поступлении свежих данных будет корректироваться. Диспансеризация — это ни в коем случае не принудительная мера, а некий стимул, чтобы российские граждане задумались о своём здоровье.

Смотрите также: