Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков предложила правительству ввести запрет на продажу закиси азота, используемой в медицине в качестве наркоза.
О проблеме рассказывает профессор Игорь Молчанов, главный анестезиолог-реаниматолог России, завкафедрой анестезиологии и реаниматологии Российской медицинской академии последипломного образования.
Игорь Молчанов: - В свободной продаже закиси азота никогда не было, этот препарат всегда поставлялся только в лечебные учреждения. Если сейчас запретить обезболивание закисью азота, в стране встанет вся хирургия. У нас подавляющее число операций проводится при помощи этого анестетика. У закиси азота, как и у любого обезболивающего препарата, есть побочные действия. Но, если применять его грамотно, защищая организм от негативных последствий, им можно пользоваться. Вплоть до 2030 года, когда по Киотскому соглашению использование окислов азота, галогенсодержащих и некоторых других веществ должно быть полностью прекращено. Доказано, что они негативно влияют на окружающую среду.
«АиФ»: - Пациентов после операций обезболивают месяцами. Могут ли они стать наркоманами?
И.М.: - Зависимость от обезболивающих у пациента может возникнуть только в том случае, если самочувствие уже улучшилось, а его продолжают обезболивать. В человеческом организме есть собственные обезболивающие механизмы - эндорфины. Острая боль истощает продукцию эндорфинов, которые блокировали бы эту боль. В этой ситуации применение опиоидных анальгетиков восполняет нехватку собственных веществ.
Отчего зубы плохие?
«АиФ»: - Раньше проводили ампутацию, «обезболив» пациента стаканом спирта, а теперь даже лечат зубы и рожают под наркозом. Насколько это оправданно?
И.М.: - Есть целый ряд хирургических вмешательств, которые невозможно провести без обезболивания. Кстати, тот факт, что у россиян очень плохие зубы, во многом объясняется тем, что полноценное обезболивание в стоматологию пришло совсем недавно. Человеку, который трясётся в кресле, хорошо зубы не пролечишь.
«АиФ»: - Но анестезия связана с риском - пациент после наркоза может не проснуться…
И.М.: - «Умер от наркоза» - это легенда, которой проще всего прикрыться, когда возникает непредвиденное осложнение во время операции. Большая часть таких смертей никак не связана с применением препаратов, а вызвана либо осложнениями хирургического вмешательства, либо безграмотными действиями анестезиолога. Человеческий фактор - проблема № 1 в анестезиологии. Именно он чаще всего приводит к осложнениям. Сейчас дефицит анестезиологов в России - около 50%. Поэтому зачастую один специалист проводит обезболивание одновременно на двух столах. Но не бывает «маленьких» наркозов - бывают большие проблемы. Отходить от пациента анестезиологу нельзя ни на минуту - наши препараты отключают сознание, дыхание, а иногда и кровообращение. В ближайшее время ситуация должна измениться: в новых порядках оказания анестезиологической помощи врачу-анестезиологу запрещается заниматься чем-либо помимо проводимого наркоза.
Холод как анестезия
«АиФ»: - В Ростове-на-Дону проведена уникальная кардиологическая операция - пациентку ввели в состояние управляемой клинической смерти, охладив её до 14 градусов, потому что все виды наркоза ей были противопоказаны.
И.М.: - Гипотермия - давняя разработка, она применялась в кардиохирургии ещё до того, как была изобретена технология искусственного кровообращения. Но сейчас прибегать к гипотермии нет смысла - видов анестезии очень много. Даже если к определённому препарату у пациента отмечается аллергия, всегда можно подобрать другой. Недавно появился «анестетик третьего тысячелетия» - ксенон (технология его рационального применения была разработана на нашей кафедре), препарат, не вызывающий никаких побочных эффектов.
«АиФ»: - Почему тогда в наших больницах обезболивают препаратами, после которых пациентов тошнит два дня и два месяца они жалуются на снижение памяти?
И.М.: - Анестезиология - очень дорогая специальность, в России она всегда была на задворках, и работа по приведению её в соответствие только началась. Препараты, которыми пользуются анестезиологи, серьёзно меняются, но на всё нужно время.
Смотрите также:
- Алгоритмы спасения. Как борются с инфарктом миокарда во Франции и в России →
- Дмитрий Каратеев: «На 100 тысяч населения приходится один ревматолог» →
- 16 октября – Всемирный день анестезиолога →