Зураб Кекелидзе: Телевидение – это оружие психологического воздействия

Зураб Кекелидзе. Фото: АИФ

   
   

Сегодня, во Всемирный день телевидения, мы решили уточнить, как всё-таки влияет это чудо техники на общественное мнение, настроение человека и человеческий мозг у профессора, и.о. директора «Центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского» Зураба Кекелидзе.

«АиФ»: - Зураб Ильич, телевидение может спровоцировать желание совершить насилие или какой-то плохой поступок?

Зураб Кекелидзе: - Начну с того, что телевизор находится практически в каждом доме, в каждой семье. Человек его включает, только, когда он настроен услышать или увидеть. Давайте вспомним «Страдание молодого Вертера» написанное в конце 19 века. Оно повлекло за собой ряд суицидов по всей Европе. Это известный случай. Точно так же телевидение. Телевидение – это оружие психологического воздействия. Для одних это стандарт поведения, для других – это обучение. В данном случае я говорю об отрицательной стороне, но само по себе телевидение — это форма подачи материала, которая в первую очередь должна использоваться во благо человеку.

«АиФ»: - Можете привести конкретный пример воздействия?

Зураб Кекелидзе: - Допустим, в последнее время мы говорим, что участились дорожно-транспортные происшествия. Возьмите практически любую рекламу автомобиля. В части случаев ответственно заявляю – она преступна! Когда говорится о том, что этот автомобиль развивает скорость за 5 секунд свыше 100 км/час, может увернуться в нужный момент от опасности, он вселяет уверенность и т.д.. Это приводит к тому, что личность эти качество автомобиля начинает приписывать себе. Итог мы с вами можем наблюдать по новостным сводкам. К сожалению, с таким эффектом от рекламы сами рекламодатели не считаются.

   
   

«АиФ»: - Конечно, не считаются, сегодня даже в мультиках можно увидеть провокационные моменты…

Зураб Кекелидзе: - Просто когда что-то производится на телевидении, необходимо привлекать профессионалов, которые могут рассчитать различные варианты вреда здоровью, физическому или психическому, и наоборот, что надо делать и что не надо.

В начале 90-ых мы говорили, что можем сделать за три года проект, который даст четкое понятие, что можно показывать, что нет, что есть насилие, что нет, что есть порнография, а что нет. Ответ получили совершенно однозначный от тогдашних депутатов: «Костьми ляжем, но не пропустим».

«АиФ»: - Почему сегодня востребованы низкоформатные шоу?

Зураб Кекелидзе: - Если мы хотим, чтобы мы продвигались вперед, надо выстроить систему интеллектуального продвижения населения вперед. Этой системы у нас не существует!

Но я хочу сказать вам, что не все подсаживаются на такие шоу и программы. Как-то раз оказалось, что в один вечер по всем каналам показывают баснословное количество убийств и насилия. Если постоянно такое показывается, это означает, что люди начинают понимать, что по телевизору можно увидеть только это. Снижается рейтинг телевидения как такового и у многих не возникает желания включать телевизор.

«АиФ»: - А как телевидение воздействует на детей?

Зураб Кекелидзе: - До того, как появилось телевидение, когда проводились уроки геометрии, тригонометрии в школе, преподаватель говорил: «Вообразите шар», то есть развивал в детях воображение. Много лет тому назад в Бразилии проводили исследования детей. Выяснилось, что те, которые смотрят телевизор по 3-4 часа, обладают более слабым воображением, чем те, которые смотрят его по 10-15 минут. Не потому что они изначально глупее, а потому что им в данный момент это уже не нужно, телевизор показывает предмет так, что его можно повернуть, посмотреть с разных сторон. С точки зрения обучения телевидение – это большой шаг вперед, но воображение в этом случае очень сильно страдает.

«АиФ»: -  Как оградить ребенка он «недетских» программ и фильмов?

Зураб Кекелидзе: - Родители должны быть более ответственными, мы часто говорим: «Ты это не смотри, ты это не делай», а таких указаний должно быть минимальное количество, потому что мы сами должны предлагать ребенку выбор: посмотри вот это или это. Мы же так не делаем. Когда подобная система есть, когда ребенку дают возможность выбора, что посмотреть, тогда он начинает выбирать и понимает, что с ним считаются,  у него не возникает внутреннего ощущения, что для самоутверждения он обязательно должен сделать все поперек того, что ему сказали.

«АиФ»: -  Зураб Ильич, согласны ли вы, что телевидение формирует мнение нации?

Зураб Кекелидзе: - Разумеется. Раньше это мнение формировалось словом, потом книгой, когда научились писать, потом кино.  В.И. Ленин в свое время говорил о значении кино, а сейчас, конечно, это значение имеет телевидение. Телевидение должно очень постараться, чтобы в ближайшее время не потерять первенство, потому что скоро оно перейдет к интернету. И это неплохо, потому что появится конкурентная среда между телевидением,  интернетом и другими формами подачи информации, чтобы мы могли выбрать то, что считаем нужным и полезным, а это, я надеюсь, подтолкнет телевизионщиков делать все на высшем уровне.

Смотрите также: