Виталий Зинченко без помощи калькулятора может возводить двузначные числа в квадраты, кубы, четвёртые и пятые степени.
Это результат многолетних тренировок памяти. И нужна она ему не для того, чтобы попасть в Книгу рекордов Гиннесса. Тогда зачем? Оказывается, только таким образом инвалид с рождения надеется вторично встать с инвалидной коляски и снова ходить.
- Вот вам калькулятор, - Виталий протягивает мне прибор. - Возводите любое двузначное число в третью, четвёртую или пятую степень. А мне сообщите, сколько получилось знаков, и назовите первые две цифры…
- Готово. Это семизначное число, начинается с цифр 1 и 8.
- Так-так… Вы возвели 37 в четвёртую степень.
- Точно!
Перезагрузка мозга
Виталию 38 лет. Он родился неходячим инвалидом: из-за кровоизлияния в мозг нарушилась функция мозжечка. Отец, в то время чемпион Донбасса по тяжёлой атлетике, поставил задачу: научить сына ходить. И добился невозможного: мальчик освоил ходьбу, стал бегать и даже играть в футбол. Всё шло хорошо, пока в 15 лет он не наступил на камень… Рухнул, ударился головой об асфальт. Больше ноги его не слушались.
Когда отца не стало, Виталий с грустью вспоминал все его уроки. И понял, чего добился отец: разложив алгоритм ходьбы на элементарные составляющие, он заставил мальчишку выучить и запомнить каждый элемент. И лишь когда всё заученное ушло в подсознание, ноги сами собой стали делать правильные движения.
Значит, главное - это память. Она раскрепощает ресурсы мозга и усиливает информационный обмен между сознанием и подсознанием.
Память у него всегда была неплохой. Но в этой конкретной ситуации нужна была отменная, невероятная! Он стал тренировать её особым образом, чтобы в разы увеличить объём запоминаемой информации. Когда Виталий учился на историческом факультете университета, он взял себе за правило читать новый материал только один раз. Запоминал целыми страницами. «Четвёрка» на экзамене была личным провалом.
В Дебальцеве, родном городке, он организовал детские кружки - исторический, шахматный, «Что? Где? Когда?», «КВН». По своей системе учил расширению объёма памяти. Мальчишкам было так интересно, что кое-кто приводил на занятия отцов и старших братьев.
Себе Виталий ставил всё более трудные задачи. К примеру, выучил квадраты первой сотни натуральных чисел, потом третьи степени, четвёртые, пятые. Четыре сотни чисел, многие из которых 10- и 11-значные. В том, что он их помнит, я убедился. Но зачем эта добровольная каторга?
- Я постоянно наращиваю объём запоминаемой информации, - говорит Виталий, - мне хочется дойти до порога возможностей мозга, к которому мало кто приближался. Убеждён, что только натренированная память позволит мне снова пойти без костылей.
Дойти до порога
Несколько лет назад он передвигался только в инвалидной коляске. А потом всё в его жизни перевернулось: встретил Иру - горбунью ростом 125 сантиметров. Её любовь и преданность вернули ему желание снова победить болезнь. Ира убедила его купить костыли и начать тренировки. В отвыкших от нагрузки ступнях боль была дикая - с каждым шагом тысячи иголок впивались в ноги. Но Ира утешала и уговаривала: ну ещё один маленький шажок…
Нынешней весной у них родился ребёнок. Вопреки запретам врачей, с четвёртой попытки - первые три заканчивались вынужденными абортами и выкидышем.
Укачивая ночью плачущего сына, Виталий продолжает грузить память мегабайтами информации. Так, между делом, он выучил наизусть Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы. Конечно, не просто так. Пришлось отстаивать свои интересы в суде. К услугам адвоката Виталий прибегать не стал - хватило своих знаний.
По его мнению, память и поисковый механизм сознания работают под руководством подсознания. Логика - лишь наружный уровень взаимодействия нейронных цепочек. Подобно компьютерным, они сжимают информацию и пополняют запас интуиции, которая целиком прячется в подсознании. Мы ведь не обдумываем движение каждой мышцы при ходьбе, при дыхании - подсознание вытаскивает приобретённые навыки из глубинного «фондо-
хранилища». Чтобы расширить эти сжатые программы, нужно упорно и по продуманной системе тренировать память.
Кстати, в Дебальцеве у Виталия появились ученики. Вовсе не инвалиды. Люди, которые, как и он, хотят, опираясь на подсознание, ускорить саморазвитие личности.
Теперь, воспитывая сына, Виталий, как никогда прежде, хочет снова ходить.
Провожая меня в прихожую, он не без гордости оставил костыли у дивана - перемещался, опираясь на стены и держась за портьеры.
Обернувшись на Виталия, я увидел испарину на его лбу.
- К Новому году постараюсь от спальни дойти до порога.
С его травмой и в его возрасте чуда обычно не происходит. Но, во-первых, с Виталием так уже было. Во-вторых, он идёт непроторённой дорогой - с опорой на подсознание.
Смотрите также:
- Олеся Владыкина: «Перед Паралимпиадой я мучилась от бессонницы» →
- Невестка или дочь? Легко ли принять жену сына →
- Екатерина Скородинская: случайные слова →