Тогда почему же россияне всё больше не доверяют врачам?
Много ошибок...
«AиФ»: - Леонид Михайлович, в здравоохранение пришли деньги, государство старается его модернизировать. Есть шанс, что качеством медицинских услуг люди всё же будут довольны?
Л. Р.: - Попытки улучшить здравоохранение есть. Но финансирование нужно увеличить примерно в два раза, чтобы достигнуть хотя бы нижней границы развитых стран. Многие решения Минздравсоцразвития приходится открыто критиковать. Например, приказ об оснащении машин скорой помощи. Я получил письмо за подписью руководителей службы скорой помощи многих городов, они спрашивают: «Кто писал этот приказ?». Чего надо - нет, что не надо - есть. Почему не поговорить с медицинской ассоциацией главврачей станций скорой помощи и не спросить, что действительно нужно? До сих пор неизвестно, кто пишет законы, вызывающие много вопросов. Пусть автор ставит свою подпись. Страна должна знать своих героев!
А решение о том, чтобы врачи скорой помощи продолжали лечить пациента в приёмных стационаров… Большой процент медиков на скорой - это фельдшера. Получается, фельдшер привозит больного и диктует врачам в стационарах, как надо лечить? И даже если привезёт врач, а не фельдшер… У врачей скорой свои цели, среди них нет задачи лечить пациента в стационаре. К нему нужно сразу привлекать специалистов больниц. Например, когда к нам поступает ребёнок в тяжёлом состоянии, в приёмном покое, где организована реанимационная служба, его одновременно встречают нейрохирург, травматолог, реаниматолог и общий хирург. Здесь же установлены аппараты КТ, УЗИ и т. д. Такой подход должен быть везде. Это можно нормально организовать, только если приёмные покои оснастят оборудованием и дадут дополнительные ставки для врачей. Хочу сказать, что у министра Голиковой слабый помощник, руководящий Департаментом организации медицинской помощи и развития здравоохранения. Много ошибок выходит оттуда. И потом Минздравсоцразвития ужасно обижается на критику, даже справедливую. Сразу записывают во враги и используют для борьбы весь административный ресурс. Почувствовал это на своей шкуре. Хотя мы, медики, критикуем потому, что хотим сделать здравоохранение лучше, избежать ошибок.
А кто ответит?
«AиФ»: - Полгода назад Министерство юстиции зарегистрировало созданную по вашей инициативе медицинскую палату...
Л. Р.: - Идея организовать медпалату в России родилась снизу, это не я придумал. Предложения поступали ещё 5 лет назад из регионов. Медпалаты существуют во многих странах Европы, контролируют знания врачей, и пациенты получают квалифицированную помощь. В Германии национальной медассоциации 130 лет. Она регулирует деятельность врачей, а минздрав занимается общей политикой. Поэтому 80% немцев удовлетворены качеством медпомощи. У нас - лишь 30%.
«AиФ»: - Ведь уже есть ассоциации врачей, зачем создавать ещё?
Л. Р.: - Они разрозненны. Нужна была централизованная организация. Лозунг Национальной медпалаты: защитить пациента от некачественного лечения и врачебных ошибок и защитить медработников от необоснованных подозрений, уголовных преследований и финансовых потерь. Но главное - сделать доктора более квалифицированным! Членами медпалаты уже стали профессиональные медицинские организации, региональные медассоциации, Ассоциация врачей частной практики, ведомственной медицины. Работаем с Лигой защитников пациентов, профсоюзами врачей. Мы должны отвечать за каждого доктора. А он обязан соответствовать высоким требованиям палаты. Организуется независимая профессиональная экспертиза, куда входят и представители пациентов. Заработает третейский суд, чтобы на досудебном уровне регулировать конфликты врача и пациента. На Западе так разбираются до 80% жалоб. Часто нужно лишь, чтобы доктор поговорил с больным, если надо, признал, что неправ, возместил какой-то материальный ущерб.
«AиФ»: - Говорят, если врачам платить за результат, т. е. отсутствие болезни, нас будут не залечивать, а излечивать…
Л. Р.: - Вряд ли. Чем выше категория врача, тем выше должна быть зарплата. Чтобы был стимул лечить лучше. Но не это главное. Всё ещё не хватает врачей. У нас богатое государство - может себе позволить отучить 6 лет студента за госсчёт и отпустить на вольные хлеба. Многие врачи не идут работать. Ощущение, что молодые медики не нужны. Если раньше интерны работали под наблюдением старших коллег и получали врачебную зарплату, то сейчас интернов приравняли к учащимся. Они получают около 2700 руб. в месяц. Как жить на такую зарплату?
«AиФ»: - Идут споры о повышении пенсионного возраста. Как вы считаете, его нужно увеличить?
Л. Р.: - Мне, например, 77 лет, и я продолжаю работать. Если бы меня выгнали в 65 лет на пенсию, как это делают в США, я бы повесился. Число пенсионеров растёт, содержать их не на что. Но я за то, чтобы государство изыскивало другие пути решения финансовых проблем.
«AиФ»: - Как детский доктор, посоветуйте, как сделать своего ребёнка здоровым физически и морально?
Л. Р.: - Сейчас и в России, и в мире семья обесценивается. Женщины не считают нужным выходить замуж, мужчины боятся ответственности. Так быть не должно. Если взрослые уважают друг друга, ребёнок спокоен. Что касается физического здоровья, то раньше было хорошее дело - санпросветработа, детям объясняли, почему вредно курить, чем опасны инфекции и т. п. Маме или папе нужно уделять ребёнку хотя бы 5 минут в день, чтобы объяснить элементарные вещи: как чистить зубы, почему важно мыть руки, носить в холод шапку. А сколько сейчас насилия… Нет ни одного современного фильма, где не было бы убийств. Но любой может воспитывать ребёнка на добрых сказках и честном кино. Не нужно изобретать велосипед, важен пример родителей. Найдите время, чтобы просто побыть с детьми, прогуляться по парку, лесу, даже 2-3 минуты утренней зарядки вместе полезны и для тела, и для души.
Досье
Леонид Рошаль родился в 1933 г. в г. Ливны Орловской области. Профессор, президент Национальной медицинской палаты России. Назван «Детским доктором мира» и «Национальным героем России». Имеет ордена Мужества, «За заслуги перед Отечеством». Единственный россиянин, получивший звания «Европеец года» и «Звезда Европы».
Как помочь ребёнку
Не все знают, как действовать в экстренной ситуации. Советы от «Детского доктора мира».
- Болит живот. Не давайте препараты болеутоляющие, улучшающие пищеварение, слабительные! Если есть температура, болит постоянно более 2-3 часов - к врачу.
- Ударился головой. Срочно к врачу, если есть: вялость, тошнота, рвота, головная боль или головокружение. Это признаки сотрясения мозга.
- Рана. Помощь зависит от её размера, загрязнённости, характера. Грязную рану можно промыть водным раствором хлоргексидина или фурацилина. Не наносите на неё йод! Держите дома повязки с медикаментами для лечения ран (они продаются в аптеках). Наложите повязку и посоветуйтесь с врачом.
Смотрите также:
- Леонид Рошаль: «Эффект от сегодняшних реформ мы начнем ощущать года через три» →
- «Отвечать за каждого должна страна!» - уверен профессор Леонид Рошаль →
- Сергей Калашников: Медицинские стандарты не работают? →