Наука сна. Кто вы на самом деле: жаворонок, сова или... голубь?

   
   

Порой мы пренебрегаем сном, считая его пустым времяпрепровождением, а зря...

«АиФ»: — Яков Иосифович, существует культура питания, общения, даже пития... Насколько развита у нас культура сна?

Я.Л.: — Абсолютно неразвита. Многие понимают, что надо ложиться и вставать в одно и то же время, гулять перед сном, на ночь не ругаться, не наедаться и не напиваться, на деле же крайне мало людей соблюдают эти правила. А потом удивляются: «Я столько работаю, так активен, а сплю плохо».

Работать ночью вредно

«АиФ»: — И всё же жизнь диктует свои требования, и сном приходится жертвовать в угоду работе.

Я.Л.: — Да, американцы подсчитали, что люди в неделю стали спать на три часа меньше. Так ведь в этом нет ничего хорошего. Мы генетически рассчитаны на такое существование: закат солнца — сон, восход — бодрствование. Электрический свет нарушил хронобиологию. Но многие гормоны вырабатываются именно во сне. Недосып может привести и к ожирению, и к нарушению менструального цикла у женщин, и пр. Кроме того, во сне мы восстанавливаем потраченную в бодрствовании энергию, наши внутренние органы «дают рапорт» о своём состоянии, мы перерабатываем информацию, переносим часть её из долгосрочной памяти в краткосрочную.

Если человек систематически (больше месяца) недосыпает, это приводит к снижению интеллектуальных возможностей, вплоть до нарушения памяти и других проблем. В Книге рекордов Гиннесса зафиксирован самый длительный период бодрствования — 264 часа без сна, то есть 11 суток. Но «истинное» лишение сна не может превышать пять суток, потом наступает «засыпание на ходу» или сон с открытыми глазами. Из всех биологических мотиваций сон — самая жестокая: без воды человек может обходиться до 10 суток, без еды — до месяца...

   
   

«АиФ»: — Про людей, которые много едят, говорят, что они страдают пищевой распущенностью. А если человек валяется в постели до полудня, то это — «сонная распущенность»?

Я.Л.: — В принципе человеку достаточно 5,5-6 часов сна. Всё, что сверх, — потребность конкретного индивидуума. Сколько нужно именно вам, легко определить во время отпуска: надо ложиться в одно и то же время и спать, сколько хочется. Через несколько дней вы отоспитесь и начнёте просыпаться, скажем, не в 11 утра, а в 7. Значит, это и есть необходимое вам время для сна.

Есть люди короткоспящие и долгоспящие. Если человек здоровый, но долгоспящий и в силу каких-то причин (например, работы в ночную смену) ему приходится укорачивать свой сон, это может отразиться на здоровье. Исследования показывают: если человек в течение одного года хотя бы раз в неделю работает ночью, он в пять раз чаще страдает такими заболеваниями, как гипертония, язва желудка, сахарный диабет. Поэтому за одной бессонной ночью должны следовать две абсолютно полноценные ночи сна.

«АиФ»: — А можно ли сделать так, чтобы человек за три часа высыпался, как за семь?

Я.Л.: — Серьёзных методик, которые позволили бы интенсифицировать сон, я не знаю.

Учебник под подушкой

«АиФ»: — Говорят, что явных «сов» и «жаворонков» среди нас всего процентов 15...

Я.Л.: — Да. Остальные — «голуби». Те, которые в зависимости от ситуации способны становиться то «жаворонками», то «совами». Они могут приспосабливаться к сиюминутным потребностям. Например, полночи готовиться к экзаменам и потом нормально себя чувствовать. «Жаворонок» так не сможет, даже если его завтра застрелят за несданный тест.

«АиФ»: — Помню, что многие мои сокурсники предпочитали конспекты читать вечером накануне экзамена, чуть ли не в кровати: перед сном, мол, материал лучше запоминается.

Я.Л.: — Этот метод можно использовать только во время экзаменов, а вводить в постоянную практику не стоит, потому что таким образом можно изменить сон. Чем больше мы читаем перед сном, пытаясь получить новые знания, тем больше удлиняем период быстрого сна — именно в нём перерабатывается информация. Это замечательное время для неосознанных размышлений, когда разбросанные связи соединяются.

«АиФ»: — Значит ли это, что можно учиться во сне?

Я.Л.: — Внешнюю информацию мы воспринимаем только в самом поверхностном сне, в дремоте. Начитывание чего-то человеку, находящемуся в глубоком сне, ни к чему не приводит, поскольку он не осознаёт происходящее и не перерабатывает полученные данные.

«АиФ»: — Какие ошибки чаще всего совершают в борьбе с бессонницей?

Я.Л.: — Главная ошибка — не обращать внимания на нарушения сна. Не выспался сегодня — высплюсь завтра. И так месяц, год... Инсомния — тонкий сигнал о неблагополучии, которым не стоит пренебрегать. Вторая ошибка — использование спиртного в качестве снотворного. Это действенное средство, но ведь на 30 граммах перед сном редко кто останавливается. Третья ошибка — самолечение, особенно старыми препаратами. Надо выбирать снотворные нового поколения, которые дают меньше побочных эффектов.

Досье

Яков Левин, академик РАЕН, академик МАН, профессор, доктор медицинских наук, автор пяти монографий по неврологии и сомнологии, заведующий курсом сомнологии при кафедре нервных болезней ММА им. Сеченова.

 

Смотрите также: