Логика, образы или зубрёжка? Как учить иностранные слова и стихи

Как работает наша память? Можно ли что-то запомнить, но не «зубрить»? Почему ребёнку тяжело даётся заучивание стихов? Какой подход лучше работает для изучения иностранных слов?

   
   

Об этом мы поговорили с доктором педагогических наук, профессором РАЕН Екатериной Васильевой.

Миличь Майя, АиФ.ru: Как понять, какой именно вид памяти у человека и как это использовать?

Екатерина Васильева: Чтобы точно определить индивидуальный тип памяти, нужно пройти тестирование, по результатам которого можно уже делать конкретные выводы. Но сделать некоторые выводы можно и самостоятельно. Например, если человек лучше запоминает именно текстовую информацию, стихи или описательные тексты, иностранные слова, то, значит, у него лучше развито воображение и долговременная память, есть склонность к творческому мышлению. Если же человеку проще запоминать тексты в пересказе своими словами, то, значит, у него лучше развито логическое мышление.

Можно, конечно, говорить о видах запоминании на слух, через чтение или через письмо. Однако, если за пример взять запоминание любого слова как такового, то человек использует все способы его запоминания. Например, ребёнок трогает карандаш и запоминает, что именно этот предмет называется «карандаш». Потом ребёнок несколько раз произносит это слово. Дети до 6,5 лет запоминают информацию, активно всё трогая и произнося слова вслух, используя таким образом зрительную и слуховую память.

В школе же у ребёнка запускаются другие процессы, формируется зрительная память, то есть он запоминает написанное. Кроме этого, на запоминание работает моторика.

Поэтому чётко разделить людей на аудиалов, визуалов и кинестетиков невозможно. Потому что в процессе обучения и запоминания работают все эти процессы, но включаются они в зависимости от возраста человека и его целей.

   
   

— Как же, опираясь на схему работы памяти, что-то учить?

— Различные виды информации крайне трудно запомнить с первого раза и на всю жизнь. Мы же не можем вставить флешку в голову и мгновенно всё на неё записать.

Например, у школьников лучше всего развито воображение и слуховая память, поэтому для них подходят приёмы мнемотехники и образные методы запоминания как текстов, так и точной информации.

Например, для запоминания слова «узкий» (narrow) на английском ребёнку нужно представить что-то узкое — узкий коридор или узкие брюки, а потом к английскому слову «narrow» подобрать слово, сходное с ним по звучанию. Это может быть слово «нервный» или «неровный». Лучше подбирать существительные. После этого в своём воображении нужно соединить эти два слова, два образа. Например, по узкому коридору идёт нервный человек. Представляя эту необычную картину, нужно произнести несколько раз слово, которое нужно запомнить. Для детей этот метод очень хорошо работает, они хорошо придумывают ассоциации и такого рода картинки. С этим способом вполне реально запоминать от 50 до 100 слов буквально за одно занятие. В результате словарный запас растёт очень быстро, и сами слова запоминаются с помощью долговременной памяти.

Когда человек запомнил само слово, чтобы было правильное произношение, слово лучше записать, чтобы «увидеть» его.

То есть сначала человек запоминает слово на слух, потом запоминает его перевод, и это 70 % от процесса запоминания слова. Второй этап — оставшиеся 30 % запоминания — это написание слова, потому что для эффективного запоминания слова нужно его увидеть, произнести и записать.

Но есть ещё один этап, про который не стоит забывать при изучении лексики иностранных языков. Это чтение слова в предложении с другими словами. Так, когда ребёнок читает предложение, он представляет себе картинки, образы. Большая проблема обычного заучивания слов в том, что, когда мы эти слова читаем, в голове нет образа, слово просто не с чем связать.

Процессы понимания и запоминания происходят одновременно, но в несколько этапов, и очень важно правильно их организовать. Если сейчас спросить любого человека, как взрослого, так и ребёнка о том, что такое слово вообще, они ответят, что это приставка, корень, суффикс, окончание. Но так сказать можно только о написанном слове, а ведь мало кто понимает, что слово имеет значение, что у слова есть произношение, что слово можно поместить в предложение, и при произнесении слова в голове возникает именно образ того, что это слово обозначает.

— Как лучше учить с ребёнком стихи?

— Заучивание стихов для школьников — действительно большая проблема, и для её решения нужно помочь ребёнку развивать воображение. Чтобы запомнить стихотворение, я бы рекомендовала использовать «метод путешествия». Нужно, читая стихотворение, представлять себе его по принципу «место, герой, ситуация». То есть, читая первую строку, нужно представить себе место, где всё происходит, и представить самого героя. Когда стихи красивые и жизнеутверждающие, то ребёнок может представить себя в роли героя, как бы путешествуя по описываемым в стихотворении местам. В этом плане очень хорошо учатся стихи Пушкина. В процессе чтения и представления всего, что описывается в стихотворении, событий, мест и ситуаций, происходит само запоминание последовательности событий. Потом уже к созданным образам, нарисованным в воображении картинкам нужно проговаривать слова самого стиха, чтобы они «прилипали» к картинкам именно в той последовательности, в какой они есть у автора. Получается, что для стихотворения на одну печатную страницу может хватить 4–5 опорных образов, поэтому буквально с двух прочтений ребёнок может уже запомнить текст.