Западные санкции в полной мере показали опасность чрезмерной зависимости от иностранных компаний в таких областях, как финансы, оборона, энергетика. Однако есть не менее важные сферы, в которых иностранные производители доминируют.
Сегодня в России в рамках Национального календаря профилактических прививок закупается 22 наименования вакцин. «Производство 18 из них организовано на территории РФ, одна вакцина производится с использованием импортируемых ключевых компонентов, а три — за рубежом, — рассказывает представитель отрасли. — На первый взгляд, дела обстоят неплохо, однако на самом деле доля вакцин импортного производства и вакцин с применением зарубежного ключевого компонента составляет около 65 % в денежном выражении. Многие вакцины, созданные в советское время, устарели и должны быть модернизированы, по меньшей мере до уровня зарубежных аналогов. Необходимое расширение Национального календаря прививок сегодня возможно исключительно за счёт импортных вакцин». Иными словами, даже если финальное производство осуществляется на территории РФ, ключевые компоненты всё равно поставляются из-за рубежа.
«Тем компаниям, которые работают сейчас на нашем рынке, намного проще закупать зарубежные компоненты, производство которых они не сумели наладить, — подчёркивает собеседник издания. — Ведь речь идёт о необходимости больших инвестиций в научные исследования, создание производственной базы. Бизнесу выгоднее "снимать сливки", просто продавая государству иностранные вакцины под видом отечественных. Разумеется, такие компании противятся любому государственному вмешательству в эту сферу и хотят оставить всё как есть».
В качестве примера участники рынка приводят российскую компанию, которая утверждает, что является производителем вакцины для профилактики гриппа. Формально так и есть. В регистрационном удостоверении (ЛСР-006981/08 от 01.09.2008) в качестве производителя на всех стадиях производства указано название отечественной компании. Однако, согласно данным базы внешнеэкономической деятельности, антигены для вакцины ежегодно в количестве, достаточном для производства годового объёма, поставляла из Нидерландов американская фирма. Российская компания лишь осуществляет розлив и отвечает за вторичную упаковку и целиком зависит от американских поставок ключевого компонента. Она не имеет и никогда не имела полного цикла производства и не в состоянии полностью проконтролировать, каким образом был изготовлен антиген. «Всё, что есть у компании, — сертифицированные мощности по розливу и хранению, — говорит представитель отрасли. — Также имеются серьёзные сомнения в наличии соответствующей нормативной документации, обученного персонала и производственных возможностей, позволяющих производить субстанции».
Та же история и с пневмококковой конъюгированной вакциной, которую якобы производит приводимая в пример компания. Производители утверждают, что все технологии им уже переданы и внедрены в России. Однако и тут не всё гладко. В российском регистрационном удостоверении вакцины (№ ЛП-000798 от 03.10.2011) производителями готовой лекарственной формы и упаковщиками в первичную упаковку указаны исключительно зарубежные фармацевтические компании. Название же отечественной фирмы указано исключительно в качестве упаковщика/фасовщика во вторичную/третичную упаковку и контролёра качества. Согласно ОСТ 64-803-01, вторичная упаковка — это, по сути, картонные коробки, пачки и т. д.
Данные базы внешнеэкономической деятельности РФ свидетельствуют о том, что субстанция (готовая лекарственная форма вакцины) была полностью ввезена в страну и передана российской фирме зарубежным партнёром. Очевидно, что готовая лекарственная форма вакцины была изготовлена и разлита американской группой, ввезена в Российскую Федерацию, где отечественная компания лишь упаковала всё в картонные коробки. Как нам удалось выяснить, в настоящее время на складе приводимой в пример фирмы находится 2,5 млн доз вакцины. Зарегистрированная цена одной дозы — 1380,57 рублей. Наличие товарного запаса на сумму более 3 млрд рублей заставляет компанию противиться любым изменениям на рынке.
В условиях конкуренции с зарубежными транснациональными производителями частные российские компании за 20 лет так и не смогли сделать конкурентоспособные производства полного цикла. Вместо этого они помогают западным компаниям «локализовать» их продукты, маскируя сделанные из зарубежных активных фармацевтических субстанций вакцины под отечественные.
Государство такая ситуация не устраивает.
В марте 2014 года Минздрав России заключил соглашение о сотрудничестве в этой области с госкорпорацией «Ростех», которая создала холдинг «Национальная иммунобиологическая компания» (Нацимбио). «Назначение единственных поставщиков вакцин предусмотрено "Основами государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу". Соответствующий документ утверждён президентом, — отмечает эксперт. — Это необходимо для того, чтобы сформировать систему научного и производственного взаимодействия компаний всех форм собственности и различной ведомственной принадлежности, обеспечивающего лекарственную независимость в сфере иммунобиологии».
С появлением на рынке игрока, активно поддерживаемого государством, представители нескольких крупных фармацевтических компаний обратились в ФАС, ТПП и РСПП. Формальный повод для обращений — поддержанное Минздравом предложение назначить «Нацимбио» единственным поставщиком вакцин для Национального календаря профилактических прививок. Впрочем, холдинг не против сотрудничества с российскими компаниями.
«Мы рассчитываем на сотрудничество с участниками рынка, которые ориентированы на создание иммунобиологической продукции полного цикла производства, что является необходимым звеном обеспечения национальной биологической безопасности, — говорит представитель "Нацимбио". — В настоящее время "Национальная иммунобиологическая компания" формирует модель производственной кооперации с участием ведущих отечественных производителей иммунобиологической продукции. Это необходимо, чтобы приступить к разработке вакцин, которые сегодня не производятся в нашей стране или уже не отвечают современной эпидемиологической ситуации».
Иными словами, ситуация на рынке вакцин в России вскоре изменится.