Как лечиться будем? Шесть болевых точек российского здравоохранения

Поводом для встречи стало подведение итогов «Рейтинга доверия и предпочтения сотрудничества участников системы здравоохранения-2014», который уже второй год подряд составляется Некоммерческим партнерством «Центр социальной экономики». Его цель – выявить лидеров среди федеральных и частных медицинских центров, фармацевтических и страховых компаний, а также государственных органов здравоохранения, которым их коллеги, а также представители СМИ доверяют больше всего.

   
   

По данным Центра социальной экономики, по сравнению с прошлым годом общий рейтинг доверия к российской системе здравоохранения снизился. Почему? Что тормозит ее развитие? Как сделать ее более эффективной? Пытаясь ответить на эти вопросы, авторитетные участники дискуссии выделили несколько болевых точек отечественной медицины.

Болевая точка. Нерациональное использование средств

«Я понимаю, чем вызван «бюджетный маневр» Минфина (предполагающий сокращение расходов бюджета на здравоохранение на 34%. – Ред.), – высказал свое мнение начальник Управления контроля социальной сферы и торговли Федеральной антимонопольной службы Тимофей Нижегородцев. – В неэффективную систему не имеет смысла вкладывать средства – они снова осядут в карманах недобросовестных участников процесса и до общественного здравоохранения не дойдут. Деньги в системе здравоохранения есть. И немалые. Но используются они крайне неэффективно».

Болевая точка. Несовершенство страховой модели финансирования

Много вопросов у специалистов и к существующей сегодня страховой системе финансирования здравоохранения. По словам Тимофея Нижегородцева, стало очевидным, что она не является эффективной. Причем не только у нас, но и в других странах. К примеру, в США.

Недавнюю инициативу Минфина РФ о введении 18%-ной доплаты за полис ОМС для безработных или работающих не по трудовой книжке (за исключением пенсионеров, детей и безработных, которые числятся на бирже труда) участники круглого стола считают неприемлемой.

   
   

«Система страхования построена так, что работающий платит за неработающего, – комментирует ситуацию Тимофей Нижегородцев. – Если мы убираем эту главную идеологическую конструкцию, тогда непонятно, зачем мы платим налоги, если мы можем напрямую заплатить в медицинский центр?»

«По оценке экспертов Высшей школы экономики, у нас четверть населения живет в моногородах, и они зависимы или от одного работодателя, или от государства. Свободы в выборе, работать или не работать, сколько зарабатывать, у них нет. Прежде чем принимать такие решения, для начала нужно менять структуру занятости в нашей стране», – считает исполнительный директор Ассоциации международных производителей медицинских изделий (IMEDA) Александра Третьякова.

Болевая точка. Отсутствие системы объективного контроля за качеством лечения

«Если посмотреть отчеты Росздравнадзора, можно увидеть, что проверяющих в первую очередь интересует соответствие лечебного учреждения стандартам оснащенности (то есть наличие в нем необходимого оборудования), – считает Тимофей Нижегородцев. – К оценке качества лечения, о котором у нас задумываются лишь в случае ЧП, это не имеет никакого отношения… Отсутствие клинических протоколов также не способствует обеспечению качества медицинской помощи. Даже если эти услуги оплачены».

Болевая точка. Нарушение баланса государственной и частной медицины

«Мы за то, чтобы существовала частная медицина, – говорит Тимофей Нижегородцев. – Но она может развиваться тогда, когда государственная система здравоохранения выполняет свои функции, а именно обеспечивает медицинскую помощь в рамках государственных программ и не оказывает платные услуги. А частная система оказывает, оперируя более широким диапазоном лекарственных препаратов и медицинских вмешательств, которые не попадают в государственную программу». У нас же частная и государственная системы здравоохранения часто смешиваются между собой.

«Главное – это выстроить правильный диалог с частным сектором и не воспринимать нас как антагонистов государственной системы, – считает генеральный директор Независимой лаборатории «Инвитро» Сергей Амбросов. – Мы за то, чтобы сделать систему здравоохранения в стране эффективней и лучше, чтобы наши люди не уезжали лечиться в Германию, Турцию и т. д.».

Болевая точка. Задержка регистрации и допуска на рынок медицинских изделий и несбалансированное ценообразование лекарственных средств

«С введением новых правил регистрации медицинских изделий этот процесс замедлился в четыре-пять раз, – сетует Александра Третьякова. – Для медицинских изделий – это «смерть». Когда мы что-то регистрируем, это уже устарело для использования. Это значит, что на рынок просто не поступают современные медицинские изделия».

Много вопросов вызывает у экспертов и политика ценообразования медикаментов. «У нас идет регулирование цен на жизненно важные и необходимые лекарственные средства. Это регулируется только для галочки или все-таки для потребителя? – вопрошает исполнительный директор НП «Аптечная гильдия» Елена Неволина. – Для меня как для потребителя странно, что я должна пройти три аптеки и сравнить цену на один и тот же препарат – везде цена разная, но при этом она «регулируется». Как это понимать? Еще более странно, когда цена продажи ниже, чем зарегистрированная цена производителя. Можно доверять этому препарату или нет?»

Болевая точка. Отсутствие доступности медицинской помощи. В том числе – высокотехнологичной (ВМП)

По словам директора «Центра социальной экономики», члена Общественного совета при Минздраве РФ Давида Мелик-Гусейнова, «сегодня система высокотехнологичной медицинской помощи «разваливается». Часть медицинской помощи из системы ВМП переходит в обыкновенную специализированную медпомощь, а значит, оплата этих услуг будет идти через систему ОМС, которая равномерным слоем пытается «размазать» всем получателям имеющийся скудный бюджет...»

Как выживать в таких условиях федеральным центрам, работающим по квотам, которые сегодня фиксированы по своей стоимости (не важно, легкий ли идет по ней пациент или тяжелый)? При этом, отмечает эксперт, «региональные центры выбирают себе самых легких пациентов, затрачивая, по сути, на их лечение гораздо меньше средств». У федеральных центров, в которые направляются самые тяжелые больные, такой возможности нет.

А у больных нет доверия к нашей системе здравоохранения в целом. «У пациента есть право как на получение медицинской помощи, так и на отказ от нее, но зачастую это право реализуется не столько осознанно, сколько вынужденно, – считает председатель исполнительного комитета МОД «Движение против рака» и член Общественного совета при Минздраве РФ Николай Дронов. – Многие проблемы, о которых мы сегодня говорили, толкают некоторых граждан к мысли: «Мне все равно не помогут, зачем я туда пойду?»

Николай Дронов также добавил, что необходима отлаженная система мотивации добросовестного отношения граждан к своему здоровью. «Есть у человека право курить? Наверное, да. Но в этом случае он должен понимать, что при наступлении определенных вредных последствий он будет за эти последствия платить дороже».

Участники круглого стола пришли к выводу: чтобы снизить затратность и повысить эффективность российского здравоохранения, необходимо перенастроить всю систему и выработать модель развития отрасли, которой у нас в стране пока нет. Этим нужно заниматься незамедлительно. А значит, такие встречи необходимы. И медицинскому, и фармацевтическому сообществам, и нам, пациентам. 

Кстати
Среди государственных органов здравоохранения лидерами «Рейтинга доверия» стали Министерство здравоохранения России (53%), Росздравнадзор (48%) и Федеральная антимонопольная служба (44%). Среди федеральных медицинских центров профессионалы больше всего доверяют Московскому научно-исследовательскому онкологическому институту им. П.А. Герцена (68%), НИИ нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко (63%) и МНИИ педиатрии и детской хирургии (61%). Среди профессиональных ассоциаций первыми в рейтинге стали «Аптечная гильдия» и Ассоциация международных фармацевтических производителей (68%). Лидерами в этой категории также стали Ассоциация российских фармацевтических производителей (67%) и Ассоциация международных производителей медицинских изделий (63%). Наибольшее доверие среди 33 пациентских объединений, участвовавших в рейтинге, завоевали Некоммерческое партнерство «Равное право на жизнь» (71%), Межрегиональная благотворительная общественная организация содействия детям с ревматическими и другими хроническими болезнями «Возрождение» (68%) и Межрегиональное общественное движение «Движение против рака» (67%).