Где предел человеческой жизни? Этот вечный вопрос интересует всех. На любые заявления по этому поводу мы реагируем очень остро. И когда недавно итальянские учёные заявили, что люди, похоже, могут жить гораздо дольше, чем ранее предполагалось, разгорелись нешуточные страсти.
Предела нет?
Кашу заварили биодемографы из Италии. Они 7 лет наблюдали за 3836 соотечественниками, которым в начале исследования было не менее 105 лет, сообщает The New York Times. Статистическая обработка показала нечто фантастическое. После этого возраста показатель смертности у них перестал расти.
Где этот предел сейчас? Называют разные цифры, но наиболее реальными считают 115 лет. Это тоже было доказано статистически, но несколько раньше. В действительности есть люди, которые прожили дольше. Абсолютная рекордсменка — француженка Жанна Кальман, умершая ещё в 1990-е в возрасте 122 лет. Её рекорд не побит, но в прошлом году в возрасте 117 лет умерла итальянка Эмма Морано.
Она была последним человеком на Земле, родившимся ещё в XIX в. Недавно умерла 117-летняя японка Тиё Мияко. И это значит, что живущие сейчас моложе её. Чтобы кто-то из них побил рекорд долголетия, нам нужно ждать как минимум 5-6 лет. На это и рассчитывают авторы исследования и их сторонники. Они утверждают, что с 1900 г. средняя продолжительность жизни по всему миру увеличилась более чем вдвое благодаря улучшению условий жизни, а родившиеся в XX в. будут жить ещё дольше. Ведь статистика показывает, что те, кто рождается позже, имеют лучшее здоровье и у них больше шансов прожить дольше.
Не все согласны с исследованием итальянцев. Наши соотечественники, известные биодемографы Леонид и Наталия Гавриловы, работающие в знаменитом исследовательском центре NORC при Чикагском университете, в прошлом году опубликовали результаты своего исследования, основанного на данных американских долгожителей. Их выводы противоположные: смертность в очень преклонном возрасте не уменьшается. Леонид Гаврилов считает, что итальянцы использовали вполне приемлемую методику исследования, но, возможно, в исходных данных о 3 тысячах человек есть неточности. Даже малейшая ошибка в них может дать неправильный результат. И исключить этого нельзя, так как записи в документах о рождении на рубеже XIX-XX вв. не всегда бывали точными. По их мнению, нужно сделать похожее исследование, но с гораздо большим числом участников.
Отодвинуть старость
«Я знаком с авторами этой статьи, это высокопрофессиональные специалисты, они занимаются применением математических методов в геронтологии, — говорит известный геронтолог, профессор, член-корреспондент РАН, руководитель отдела канцерогенеза и онкогеронтологии Национального медицинского исследовательского центра онкологии им. Петрова в Санкт-Петербурге Владимир Анисимов. — Но в определённой степени, это „игра в бисер“ — игра ума. Я много лет занимаюсь проблемами долгожительства, и реальность мне кажется несколько иной. Вряд ли будет превзойдён рекорд в 122 года и 164 дня, поставленный француженкой Жанной Кальман. Похоже, человек запрограммирован на максимальную продолжительность жизни в 120 лет.
Удивительно, что именно этот срок жизни указан и в Библии в 6-й главе „Бытия“: „Пусть будут дни их сто двадцать лет“. Я как-то возвращался поездом с конференции, посвящённой перспективам увеличения продолжительности жизни человека. Моим попутчиком оказался высокопоставленный священнослужитель. Я спросил владыку, не идут ли учёные против промысла Божьего, стремясь продлить жизнь сверх указанного срока. Ответ был совершенно замечательный: „Если Господь вам попущает, то можно“. Думаю, попытки продления жизни не будут иметь успеха. У человека можно продлить только трудоспособный период жизни, здоровую старость. То есть максимальный срок может быть 120 лет, но время здоровой активной жизни, без груза ассоциированных с возрастом болезней, инвалидности, беспомощности может быть гораздо больше, чем сейчас. К сожалению, гериатрия сегодня занимается только помощью пожилым. Это правильно, они заслужили такое внимание. Но надо начинать активно заниматься профилактикой старения в более молодом возрасте, чтобы замедлить старение и отодвинуть старость. А этого, увы, не происходит».