О буднях и проблемах этой, во многом уникальной службы мы беседуем с главным специалистом Минздрава РФ по спортивной медицине, президентом Российской ассоциации по спортивной медицине и реабилитации больных и инвалидов, профессором, доктором медицинских наук Борисом Поляевым.
Задачи и возможности
Татьяна Гурьянова, «АиФ. Здоровье»: Борис Александрович, как вы оцениваете нынешнее состояние спортивной медицины у нас в стране?
Борис Поляев: Для начала я хотел бы напомнить, что в этом году нашей спортивной медицине исполнилось 90 лет. Отправной точкой для ее создания стало решение легендарного наркома здравоохранения Н. А. Семашко: «Без врачебного контроля нет физической культуры», после чего в 1923 году был создан первый кабинет врачебного контроля – прообраз нынешней спортивной медицины.
А в 1953 году у нас в стране появилась целая сеть так называемых врачебно-физкультурных диспансеров, главная функция которых – медицинское сопровождение лиц, которые занимаются физической культурой, начиная с детско-юношеских спортивных школ, заканчивая спортом высоких достижений. Эта служба была уникальна, ее опыт впоследствии был тиражирован в Китае, Германии, других странах.
Но, к сожалению, в лихие 90‑е годы, когда спортивная медицина не входила в ранг первоочередных интересов в нашей стране, многое из былых достижений было утеряно. Специализированных диспансеров стало существенно меньше, снизилось и качество их работы. Тем не менее служба сохранилась. Она существует. Однако ее мощностей не хватает на то, чтобы охватить тот объем людей, которые занимаются физической культурой и массовым спортом.
– А сколько их в России, известно?
– Согласно официальной статистике Министерства спорта РФ, более 22 млн человек. А к 2020 году число людей, которые будут заниматься физической культурой, у нас в стране должно достичь 40 млн человек. И, судя по количеству спортивных объектов, которые сейчас появляются в разных регионах России, а также по числу спортивных мероприятий (внутрироссийских и международных), эта задача, которую поставил перед Минспорта РФ Президент РФ, вполне реальна. При этом очевидно, что каждый из этих людей должен быть обследован спортивным врачом, который обязан убедиться, нет ли у человека противопоказания для занятий выбранным им видом спорта, определить возможные риски, которые при бесконтрольных занятиях физической культурой могут закончиться весьма плачевно, а то и трагически.
Зона особого внимания
– Что представляет собой медицинское обследование в спортивной медицине?
– Это не обычная диспансеризация, а более углубленное обследование, которое требует определенной диагностической аппаратуры и определенных навыков и врачебных знаний.
Для того чтобы это понять, расскажу вам об одном инновационном проекте, который мы разработали в партнерстве с американским производителем инновационного медицинского оборудования – так называемый мобильный комплекс спортивной медицины. В этом комплексе, представляющем 12‑метровый фургон, помимо регистратуры, в которой в электронном виде содержатся данные на всех пациентов, расположен антропометрический кабинет, где измеряются все показатели физического развития человека (его рост, вес, силовые, динамометрические показатели, объем выдыхаемого воздуха и т. д.).
Далее идут: кабинет функциональной диагностики с так называемой стресс-системой (которая определяет функциональные возможности человека в покое и при нагрузке), кабинет УЗИ-исследования (в том числе – эхокардиографии), биохимическая лаборатория, гинекологический кабинет.
Фактически это мобильный филиал врачебно-физкультурного диспансера, при помощи которого можно организовать выезд для обследования в другой город, где нет подобного учреждения. А информационная база данных будет храниться в центральном учреждении региона – для оценки динамики состояния здоровья прошедших обследование.
– Ничего себе! И для кого же подобное предназначено?
– Пока что для лиц, которые активно занимаются спортивной деятельностью: воспитанников детско-юношеских спортивных школ, спортивных клубов.
Но в идеале пройти подобное обследование не помешало бы и тем, кто собирается записаться в фитнес-клуб, медицинского допуска для занятий в которых сегодня фактически не существует.
При этом инструкторы фитнес-клубов не всегда имеют навыки, позволяющие оценить степень пульсовой, силовой и другой спортивной нагрузки, безопасной для их клиентов, среди которых есть и гипертоники, и лица, имеющие дыхательную недостаточность, нарушение зрения и т. д. В результате мы все чаще видим машины скорой помощи у фитнес-клубов.
Надеюсь, после того как нам совместно с Министерством спорта РФ удастся добиться официального признания фитнеса видом физической культуры, ситуация в этой области изменится к лучшему, и все, кто идет в фитнес, должны будут получать медицинские допуски на занятия.
Олимпийские надежды
– Мобильные комплексы спортивной медицины решат эту проблему?
– Они лишь малая часть концепции по восстановлению системы врачебно-физкультурной службы у нас в стране, координатором которой является Министерство здравоохранения РФ. Мы хотим выстроить трехуровневую систему медицинского обеспечения занятий физкультурой и массовым спортом.
На первом уровне должно находиться головное учреждение – Центр спортивной медицины при Минздраве России. На втором – федеральные центры спортивной медицины в каждом из российских округов. На третьем – областные, краевые, республиканские врачебно-физкультурные диспансеры, которые должны обслуживать жителей своего региона, каждый из которых сейчас решает вопросы медицинского обеспечения спорта на свое усмотрение.
– А врачебных кадров на осуществление столь амбициозных задач хватит?
– С этим пока проблемы, как, впрочем, и в других областях нашей медицины. Но благодаря недавней Универсиаде в Казани и другим масштабным спортивным мероприятиям, прошедшим у нас в стране, а также благодаря будущей Олимпиаде в Сочи, интерес к спортивной медицине у врачей, которые прошли профессиональную переподготовку по этой дисциплине, значительно возрос.
– Кстати, об Олимпиаде. Насколько я знаю, вы входите в оргкомитет по ее подготовке. Какова степень готовности нашей медицинской службы к этому историческому событию?
– Очень высокая. Недавно наша ассоциация принимала в Сочи членов Исполкома Международной федерации спортивной медицины. Ознакомившись с олимпийскими медицинскими объектами, оборудованными по последнему слову техники, наши зарубежные коллеги остались довольны и подтвердили высокую степень готовности медицинской службы к играм.
С чувством, с толком…
– Слышала, что по уровню лечения травм спортивная медицина в нашей стране ничем не уступает западной…
– Спортивная травматология у нас в стране действительно на уровне. И многие российские травматологи с мировым именем вышли именно из спортивной медицины.
– Почему же тогда наши известные спортсмены в случае травмы едут лечиться за границу?
– Прежде всего потому, что за период вынужденной паузы, которая возникла в российской спортивной медицине в 90‑е годы, наши зарубежные коллеги выстроили более совершенную систему восстановительного лечения после травм. Хотя и в этом плане мы активно наверстываем упущенное.
– Это интервью наверняка прочитают те, кто уже занимается или только собирается заняться физической культурой. Что бы вы им посоветовали?
– Прежде всего, оценить свои функциональные возможности, обратившись во врачебно-физкультурный диспансер. И плох тот тренер, который вам это не порекомендует, потому что в противном случае он возьмет на себя полную ответственность за осложнения в состоянии вашего здоровья, которые могут возникнуть в процессе занятий. И конечно, очень важно, чтобы занятия спортом доставляли вам удовольствие.