Несколько десятков лет назад вся реабилитация представляла собой просто восстановительное лечение, в котором принимали участие врачи ЛФК и физиотерапевты. Сегодня это уже полноценная часть медицины, которая зачастую идет параллельно основному лечению, и существенно улучшает его результаты.
Лучшее, что есть в медицине
Елена Нечаенко, aif.ru: Ольга Арленовна, чем занимаются врачи-реабилитологи?
Ольга Лайшева: Они оптимально адаптируют человека к условиям окружающей среды, приводя в гармонию весь его функциональный уровень и уровень среды, в которой он будет находиться. Реабилитация сопровождает человека всю жизнь. Она, как соединительные ткани, держит весь организм, обеспечивая его оптимальное функционирование.
Поэтому я считаю, что реабилитация — лучшее, что есть в медицине, и в процессе своего развития она стала неотъемлемой частью лечения.
Если раньше мы говорили о восстановительной медицине, к которой обращались после того, как заканчивался основной курс лечения, то сегодня медицинская реабилитация начинается с первого лечебного дня. Даже пациенту на ИВЛ, без сознания, необходима реабилитация, чтобы у него потом не было проблем с опорно-двигательным аппаратом. Для этого надо пассивно работать с его суставами, обеспечить профилактику пролежней, чтобы не было трофических нарушений и так далее.
«Я бы это назвала разговором с мозгом»
— Говоря простым языком, как бы вы могли объяснить, что такое реабилитация?
— Я бы это назвала разговором с мозгом. Мы ему говорим: «смотри, как надо сделать, вспомни, как ты это делал раньше, и сделай правильно». Но для того, чтобы этот разговор состоялся, должна работать целая команда врачей под предводительством врача физической и реабилитационной медицины.
Врач лечебной физкультуры, физиотерапевты занимаются двигательными аспектами, психологи корректируют психическое состояние, логопеды решают проблемы с коммуникацией, питанием, глотанием. Эрготерапевты адаптируют больного к условиям окружающей среды. Обязательно в реабилитации участвует и лечащий врач пациента — он приходит, пока тот находится в стационаре, и консультирует, когда пациент уже проходит второй этап реабилитации в круглосуточном реабилитационном центре.
Восстановить и физику, и психику
— Дети с какими заболеваниями нуждаются в реабилитации? Наверное, подавляющую часть составляют пациенты с ДЦП?
— Чаще это, наверное, онкология. Негативные последствия связаны не только с самим заболеванием, но и с последствиями вынужденной агрессивности лечения. Затем, конечно, хирургические заболевания, в том числе, нейрохиургия, тяжелые соматические патологии (пульмонология, кардиология, и так далее), врожденные пороки, травмы.
ДЦП в нашей практике, действительно, много, ведь до сих пор это основная причина инвалидности у детей. Но это не заболевание, а синдром, констатирующий факт поражения ЦНС в ранний период развития ребенка, до трех лет. Синдром. ДЦП может появиться не только из-за родовой травмы или внутриутробных патологий, но и из-за генетического заболевания. А также после инсульта, черепно-мозговой травмы. Поэтому реабилитация каждого пациента — индивидуальный вариант, не подлежащий классификации.
— Какие факторы влияют на эффективность реабилитации? Какие усложняют?
— Положительно на эффективность реабилитации влияет профессионализм реабилитолога, врача физической медицины, его прямое попадание в целеполагание. Также эффективность повышает заинтересованность в результате пациента и его близких. Если мы понимаем, что работа пациенту предстоит длительная, то первую реабилитацию направляем на функции, которые пациенту важнее всего восстановить на данный момент. Важно, чтобы пациент стал нашим соратником, а дальше мы вместе «маленькими шагами» достигнем результатов.
Сопутствующие заболевания, инфекции будут факторами, осложняющими реабилитацию.
Высшее достижение
— Расскажите о своих авторских методиках. Кому они адресованы?
— Первый патент я получила на методику «Баланс» в составе группы авторов. Мы искали тогда некий универсальный способ — панацею в области лечебной физкультуры. Идея пришла в голову, когда я наблюдала на здоровым младенцем. Все, что он умел — пока только лежать. Я решила, что это может быть подсказкой, как из положения лежа, с дозированной вертикализацией, повторением последовательности этих навыков пациенту с нарушением координации движений можно помочь встать и начать ходить. Это я не сама придумала, а «списала» у Господа Бога, и сейчас эта методика применяется широко и успешно, в частности, даже у спортсменов, чтобы улучшить их координационные качества.
Другая методика, которая была запатентована в 2009 году — ремоделирование двигательного акта. Я тогда все искала ключ, как можно пораженному мозгу сказать: «Я тебе показываю, что здесь надо сделать так». Это сложная методика, которая по данным КТ и МРТ пациента подсказывает ключевую зону и тот старт реабилитации, который нужно дать ребенку, чтобы ситуация изменилась. Эффективность этого метода я доказала в своей докторской работе, подтвердив изменениями на энцефалограмме непосредственно после проведения процедуры.
— В чем радость работы реабилитолога?
— Радость любой профессии — постоянное ощущение смысла своей работы, своей нужности, необходимости. Всегда отрадно, когда видишь результат своих усилий.
Я на всю жизнь запомнила ситуацию, которую считаю высшим достижением в профессии. У меня был пациент, которому врачи не смогли произвести радикальную операцию для удаления опухоли мозга из-за её сложной локализации. Это вызывало у мальчика ряд функциональных проблем. Мы с ним работали, и родители во всем активно участвовали. Но потом произошел рост опухоли, и ребенок, к сожалению, ушел из жизни.
Сначала меня совершенно поразила мама, которая и после смерти ребенка продолжила приезжать к нам и помогать другим детям. Я готова была пасть ниц перед ней. В какой-то момент она пропала, прошло достаточно много времени, и вот я как-то выхожу из ординаторской и вижу отца этого ребенка. Он рассказал, что у них родился еще один сын. Я считаю своим высшим жизненным достижением, что эти люди, у которых произошла трагедия, пришли поделиться ко мне чем-то светлым. Значит, я сделала в жизни правильный выбор.
Один в поле не воин
— Много ли у вас учеников. И что вы говорите молодым врачам, которые хотят выбрать вашу профессию?
— Я очень рано и практически случайно стала ассистентом кафедры, и давно преподаю. У меня было несколько сотен учеников за жизнь. И сейчас меня окружают уникальные ребята, талантливые, перспективные. Я могу им сказать лишь одно — если на пути вы поняли, что это не ваше — уходите. Больше пожеланий нет никаких. Если они понимают, что это их — вопросов нет.
— Какие качества должны быть у реабилитолога?
— Высокий профессионализм — главное. Требования к обучению у нас очень строгие. Все остальное — человеческий фактор, мы все очень разные
Но реабилитация — это команда, которую ты не можешь подвести. У нас не прощается, когда тебе поручили что-то сделать, а ты не сделал, и никому ничего не сказал. У нас нельзя отказать товарищу, если он просит тебя о помощи. В реабилитации ты должен быть уверен в своем соратнике, ты не можешь работать один. Один реабилитолог без своей команды ничего из себя не представляет.