Йодировать абсолютно соль или нет? Добавлять ли ее обязательно в хлеб и другие продукты? Нас уже почти приучили отвечать на подобные вопросы положительно. Но есть врачи и ученые, которые против этого. Сегодня им слово.
Их голос часто теряется в хоре апологетов обязательного йодирования. Но мы поможем услышать их аргументы. Они базируются на большом врачебном и научном опыте, на анализе йодирования в других странах.
Например, эксперимент с обязательным йодированием соли, подобный тому, что задумывается сейчас в России, уже проводили в Греции, Дании, Китае, Бразилии. И нам стоит внимательно присмотреться к его результатам и учесть их.
Изучайте медицинскую историю Греции
Здесь нужно сказать несколько слов об этой серьезной болезни. Аутоиммунной она называется потому, что наша иммунная система атакует свою родную щитовидную железу, будто бы она чужая. А тиреоидит расшифровывается как воспаление. В результате хронического течения болезни щитовидка постепенно разрушается и со временем начинает вырабатывать мало гормонов. Это называется гипотиреозом. Таких больных очень много —из всех аутоиммунных заболеваний это самое частое. Согласно статистике, оно есть примерно у 3-4 % населения России. Наиболее часто им болеют женщины.
«Особенно наглядно ошибки тотальной йодной профилактики видны на примере Греции, — продолжает Юрий Строев. — 30 лет назад там примерно 60 % подростков имели зоб, связанный с дефицитом йода. Обязательное введение йодированной соли привело к тому, что зоба стало в пять раз меньше, но зато резко возросло число подростков с аутоиммунным тиреоидитом. Дело в том, что дефицит йода был в основном в горных районах (это типично для них), а на морском побережье недостатка йода, наоборот, не бывает. И здесь из-за избыточного количества йода развивался аутоиммунный тиреоидит».
Если бы греки сделали профилактику йододефицита не сплошной по всей стране, а районированной, как это было в СССР, они не напоролись бы на рост аутоиммунного тиреоидита. Нам нужно вспомнить опыт советских эндокринологов, а не идти на поводу модных веяний. Ведь Россия, несмотря на размеры, похожа на Грецию огромной береговой линией. Что мешает восстановить районированную профилактику, в которой Советский Союз имел успешный, признанный ВОЗ опыт? У нас много районов, где нет дефицита йода, по их площади мы первые в мире, а в продаже есть продукты, богатые йодом.
Механизм развития болезни щитовидки понятен в деталях
Представьте, что человек, начитавшись о том, что всем не хватает йода, резко увеличил его потребление. Щитовидная железа на это отреагирует с помощью белка тиреоглобулина, связывающего йод. Структура этого белка переменна и при избытке йода меняется так, чтобы фиксировать его меньше. Но в результате лимфоциты могут начать воспринимать изменённый белок как неоантиген (новый чужеродный белок — прим. ред.) и атаковать его, что и приводит к аутоиммунному тиреоидиту.
Кроме того, йод — адъювант, то есть неспецифический стимулятор иммунной системы. Адъюванты усиливают все иммунные реакции, в том числе и нежелательные, аутоиммунные.
Если предложить подопытным животным воду с избытком йода, это приводит к аутоиммунному тиреоидиту у тех из них, кто генетически неустойчив к аутоиммунным болезням. Но, увы, есть и люди, наследственно предрасположенные к ним. Для них йодирование соли может создать существенный риск аутоиммунного заболевания».
Умная профилактика
«Наша точка зрения — мы за йодопрофилактику, — проясняет свою позицию Леонид Чурилов. — Но её нельзя делать сплошной, надо проводить её только там, где есть доказанный дефицит йода. А часть средств, которые понадобились бы для производства больших объёмов йодированной соли, лучше направить на исследование регионов, изучая содержание йода в почве и водах, в организме людей. Отличный метод для этого — определение йода в волосах и моче. И во многом эта работа уже была проведена. Под редакцией профессоров А. В. Скального и М. В. Киселёва ещё в 2010 году вышел многотомный атлас „Элементный статус населения России“. Может быть, его необходимо обновить и дополнить данные, но это правильный подход в борьбе с йододефицитами, ведь они у нас не сплошные, а эндемические (локальные).
Иначе обязательное безальтернативное йодирование соли приведёт к росту заболеваемости аутоиммунными болезнями щитовидной железы. И самое ужасное, что это будет понятно не сразу, а спустя годы — для развития этого недуга нужно время. Так зачем повторять ошибки тех стран, где люди от того уже пострадали?»