32 убийственные причины. Ученые доказали: фастфуд и чипсы вреднее табака

Syda Productions / Shutterstock.com

В большом исследовании подтверждены 32 вредных для здоровья эффекта, вызываемых ультрапереработанной едой, такой как сладкая газировка, чипсы, сухарики, фастфуд. Сильнее всего такие продукты негативно влияют на сердечно-сосудистую систему, обмен веществ, мозг, а также повышают смертность.

   
   

Исследование только что опубликовано в знаменитом журнале The BMJ («Британский медицинский журнал»). 

Основные пункты обвинения

Масштабы его немалые, выводы сделаны на основе оценки почти 10 млн человек, участвовавших в последние годы во многих исследованиях о связи питания и здоровья. Все они были независимыми — ни одно научное исследование не финансировалось компаниями, производящими ультрапереработанные продукты. Так что с точки зрения статистики и надежности полученных результатов все выглядит достаточно безупречно.

Авторы выделяют несколько уровней доказательств. Наивысшие — классы 1 и 2. Они достаточно убедительны для того, что есть прямая связь между потреблением переработанных продуктов и их серьезным вредом для человека. Говоря юридическим языком, их вина однозначно доказана. Вот эти пункты обвинения:

— повышение смертности от сердечно-сосудистых заболеваний на 50-66%;

— повышение общей смертности (от всех причин) на 21%;

— повышение риска развития сахарного диабета 2-го типа на 12-40%;

   
   

— повышение риска развития ожирения на 55%;

— повышение риска развития тревожных расстройств на 48%;

— повышение риска депрессий на 22%;

— повышение риска развития других психических расстройств на 53%;

— повышение риска развития проблем со сном на 41%;

— повышение риска свистящего дыхания во сне на 40% (признак повышенного риска остановки дыхания во сне, вплоть до смертельного исхода — прим. aif.ru).

 Ультраеду надо приравнять к табаку

Еще есть более 20 статей «пищевого кодекса», по которым существуют серьезные подозрения, но вина еще окончательно не доказана. К ним относятся повышенные риски развития некоторых видов рака, артериальной гипертонии, метаболического синдрома, неалкогольной жировой болезни печени и ряда других малоприятных проблем.

На основе всех этих данных ученые приходят к выводу, что необходимы срочные исследования механизмов негативного действия продуктов (в этой сфере научных данных еще недостаточно). Второе направление действий, по их мнению, касается не науки, а общественного здравоохранения: нужно делать все, что можно, чтобы свести к минимуму потребление ультрапереработанных продуктов.

В этом плане у ученых нет иллюзий, что их производители перестроятся на здоровый лад. Им выгодна ультраеда, и они из года в год только наращивают ее производство. Поэтому необходимы умные меры регулирования. Например, такие же, как в борьбе с табаком. Нанесение информации о вреде на упаковку, ограничение рекламы, запрет продаж в школах и больницах или рядом с ними, а также акцизы и другие налоговые меры, которые сделают производство такого съедобного мусора невыгодным. В результате ультраеда не сможет конкурировать с нормальными непереработанными продуктами.

В редакционной статье, сопровождающей исследование, прямо есть призыв к ООН, чтобы эта организация совместно с государствами-членами разработала и внедрила рамочную конвенцию по продуктам, подвергшимся глубокой переработке, аналогичную знаменитой конвенции по табаку. К слову, с табаком она в свое время эффективно сработала. Производители табачных изделий поумерили свою бизнес-активность, а курение стало гораздо менее популярным.

Учитывая, что, в отличие от потребления табака, едят все, суммарный вред ультраеды в глобальном масштабе может быть больше, чем от курения.