Судьба чая в России за последние 20 лет

Если вспомнить, что было 20 лет назад, то это – дефицит, когда даже простых видов чая было крайне мало. Был дефицит, например, элементарного индийского чая, который еще можно было раздобыть, и грузинского, который уже на тот момент был не в лучшей форме. Китайского чая на тот момент в России не было.

   
   

Напомню, что до 70 года китайский чай был основным видом чая в России, но потом ввоз был прекращен по политическим соображениям. Китайский чай заменили индийским, цейлонским чаем и в некоторой степени внутреннего производства грузинским.

К началу 90-х годов ситуация с чаем была катастрофическая. Я помню, как в студенческие годы (в 92-м) подрабатывал грузчиком. Мы как-то грузили машину грузинского чая. Помимо оплаты, нам разрешили взять сколько угодно чая с собой. Я набрал целую сумку, думая, что этого чая хватит теперь на весь студенческий год. Но нет! Чтобы заварить пару чашек, нужно было насыпать чайного листа примерно на целый стакан. Конечно, это был не лучший из доступных тогда чаев, но вообще ситуация тогда была тяжелая. Все больше на рынок проникал турецкий чай, причем это были не лучшие его образцы.

В середине 90-х годов россияне открыли для себя чаи с цветочными добавками, которые теперь в среде любителей чая пренебрежительно называют компотами. Самые передовые граждане во второй половине 90-х познакомились с китайскими чаями особого качества. Это был очень важный момент, потому что в то время пили все-таки преимущественно черный чай - и с добавками, и в чистом виде, и с сахаром, и так далее.

В конце 90-х годов появляются чайные клубы, сначала только в Москве, потом в Санкт-Петербурге. Позже и в других городах.

Чайные клубы отличались наличием чая особого качества, особым подходом к приготовлению этого напитка. То есть зарождалась субкультура чайных профессионалов и ценителей высокой чайной традиции. Зазвучало словосочетание «чайная церемония».

Стоить отметить, что современная чайная традиция была придумана не в Москве и, несмотря на то, что чай китайский, и не в самом Китае. Дело в том, что в 80-х годах новая, переосмысленная версия древней чайной традиции родилась на Тайване, она и стала распространяться по миру. Россия была одной из первых стран, которые восприняли эту новую традицию, примерно в одно время с материковым Китаем. В Китае новая мода привела к возрождению производства множества традиционных сортов, к формированию масштабного чайного рынка. Возрождение значения чаепития стало важным общенациональным трендом для родины чая.

   
   

В России чай пьют не так массово, как в Китае, но считают родным напитком. Чай в нашей истории очень глубоко укоренён - в дореволюционные времена он был одним из самых значимых для общероссийской торговли товаром. В прошлом десятилетии многие здесь стали пить зеленый чай (он тоже знаком был русским ценителям XIX века гораздо лучше, чем принято думать). Появилось представление о том, что чай – это напиток, требовательный к соблюдению ряда правил. Оказалось, что чай может быть как повседневным, так и очень особенным, изысканным продуктом.

С течением времени внутри профессиональной среды в России стало набирать вес более эзотерическое направление, стало больше мистики, мифов, да и просто заблуждений, низкопробной информации.

Мне кажется, это увлечение мистикой не пошло нам (чайному профессиональному сообществу) на пользу. Только сейчас, похоже, появляются новые шансы у профессионалов чая строить по-новому рынок высокого чая.

По-новому - в смысле, с ориентацией на подлинное качество, изысканный вкус, достойное представление чая гостям и покупателям. Успел сформироваться значительный интерес к вкусу чая, пользе, удовольствию чаепития. Есть немало ценителей, разделяющих внимательное отношение к этому продукту. Сейчас также видно, что много новых людей начинают работать с чаем, пробуют себя в этом деле - со стороны оно кажется чрезвычайно выгодным.

Но, к сожалению, внятное профобразование сейчас отсутствует, нормальная информационная база разрознена. Не имея основательной школы за плечами и систематических знаний, представлений, навыков, люди начинают заниматься сложным продуктом. Это любительство – один из новых рисков профессиональных чайных кругов.

Надеюсь, найдётся способ придать ситуации более качественное развитие. Сейчас видно, что основными развивающимся трендами, привлекающими массовый интерес, за это время стали пуэры и улуны. Эти две группы чая наиболее перспективны, в них кроется максимум новизны, комфорта, приятных сюрпризов и просто удовольствия.