С обложек глянцевых журналов на тебя смотрят стройные красотки, витрины бутиков пестрят летними коллекциями, надетыми на пластиковые копии Кейт Мосс, и даже майонез рекламирует девушка с формами статной лани. В голове пульсирует мысль: «Немедленно на диету!» Стоп! Навязчивая идея постройнеть любой ценой может обернуться катастрофой…
Пропаганда худобы началась в 60-е годы прошлого века, со взлета легендарной модели – тощей Твигги. Она рекламировала только появившиеся мини-юбки и платья-колокольчики. Веяния моды требовали новой фигуры, и именно тогда началось помешательство прекрасной половины человечества на средствах для снижения веса. Худоба постепенно была возведена в ранг культа. Но вместе с новыми стандартами красоты мода на хрупкие женские фигуры принесла с собой и страшное заболевание – анорексию (диагноз ставится, когда вес тела человека на 15% меньше нижней границы нормы). Сначала от болезни отмахивались, как от назойливой мухи. Мол, это касается только отдельно взятых неадекватных психопаток. Но, когда проблема приобрела масштабный характер и процент пострадавших и погибших от этого недуга стало невозможно игнорировать, медики забили тревогу, и миру пришлось признать серьезность ситуации. Дошло до того, что организации здравоохранения нескольких стран обязали европейские модные дома, создающие одежду prêt-a-porter, заменить тощие манекены в своих бутиках на более полные. Причем некоторые из них даже подчинились: не только в витринах, но и на подиумах стали появляться модели с пышными (для манекенщиц, а для простых смертных – нормальными) формами. Но до России, к сожалению, это веяние еще не добралось, и наши женщины продолжают истязать себя не всегда адекватными диетами, не задумываясь о последствиях.
Перфекционистки в опасности
Как правило, анорексией страдают девушки до 25 лет, чья самооценка напрямую зависит от веса тела. Они чувствуют себя уверенными и конкурентоспособными, лишь будучи красивыми, а для них красота – синоним худобы. Лишние сантиметры на талии и бедрах, как им кажется, делают их неудачницами. Причем зачастую проблема надуманна, ведь большинство пациентов с диагнозом «анорексия» вовсе не страдают ожирением. Напротив, у многих из них абсолютно нормальные фигуры. Но из-за особого склада характера – ярко выраженной эмоциональности, зависимости от высоких планок их стремление к совершенству не имеет пределов. Кстати, именно поэтому чаще всего анорексии подвержены перфекционистки, страдающие синдромом отличниц: такие, если за что-то берутся, не успокоятся, пока не доведут дело до конца.
Также в группе риска дочери очень успешных родителей, недополучившие внимания в детстве, которых часто упрекали в несоответствии «роскошным» маме и папе. Повзрослев, эти девочки на подсознательном уровне пытаются предстать перед окружающими в «идеальной форме», чтобы заслужить восхищение.
А еще жертвой анорексии вполне может стать молодая женщина, чьи родители пытались разыграть так называемую «детскую карту»: сами не будучи успешными, они старались реализоваться за счет дочери. В надежде, что она достигнет высот в учебе, карьере, личной жизни, мама с папой излишне критиковали ее, давили, высмеивали ошибки и ставили перед ребенком завышенные планки. До поры до времени ощущение того, что я недостойна любви и внимания, из-за того что нехороша собой, дремлет где-то в глубинах подсознания закомплексованной девушки. Одно неосторожное слово подруги или молодого человека может перевернуть ее жизнь. Простая фраза «Ой, что-то ты поправилась!» способна повлечь за собой бесконечные разглядывания себя в зеркале и поиски недостатков. Постепенно это самокопание приводит к тому, что у барышни возникает отвращение к собственному телу и желание что-то изменить в себе. Стремление это становится столь сильным, что постепенно превращается в доминирующую идею, а затем и в психическое расстройство. Все дальнейшие действия девушки направлены только на одно: похудеть. Любой ценой.
Врачи утверждают: тревожным звоночком является недовольство не только весом, но и внешностью. Если девушка ненавидит свой нос или форму ног и считает, что хирург – ее единственное спасение, это повод пообщаться с психологом.
История болезни
Сначала девушка просто перестает есть. Она сводит до критического минимума свой рацион, и это дает результаты: барышня худеет, но при этом у нее тускнеют волосы, слоятся ногти и бледнеет кожа. Близкие, заметив изменения, начинают беспокоиться и спрашивать: «Дорогая, ты не больна?» И вот тут расшатанная психика дает сбой. Разум аноректика, защищаясь, теряет связь между реальностью и собственным мироощущением. Бедняжка воспринимает заботу как очередную критику и акцент на своей «жирной» талии. Глядя на себя в зеркало, она не замечает впалых щек и торчащих костей, зато видит мифические складки на животе. Самое страшное, что в борьбе с лишним весом для людей, страдающих анорексией, все средства хороши: от диет, интенсивных физических нагрузок, тайских таблеток до клизмы, мочегонных препаратов и искусственного вызывания рвоты. И, на сколько бы больной ни похудел, ему все мало. Он готов истязать себя до критического состояния. В результате у девушки пропадает менструация, нарушается стул, крошатся зубы, она перестает вставать с постели, и если родственники не успевают забить тревогу и отвезти ее в больницу, впадает в кому и погибает.
Впрочем, эта страшная картина будет неполной, если не упомянуть частого спутника анорексии – булимию. Истязая себя голодом, женщина вдруг попадает в некомфортную ситуацию. Это могут быть неприятности на личном фронте или на работе. Чтобы снять стресс и немного поднять себе настроение, барышня идет к холодильнику и начинает поедать все подряд. Чаще всего девушка поглощает нелюбимые продукты, к которым в нормальном состоянии она бы даже не прикоснулась: батон хлеба с маслом или кастрюлю борща. А по окончании трапезы ее посещает чувство вины и отвращения к себе: «Я ужасное, жирное, никчемное и безвольное создание…» Она идет в туалет, вызывает рвоту или ставит себе клизму, чтобы избавиться от съеденного, и в рыданиях ложится спать. Через пару дней эта картина повторяется. Как правило, такая система питания становится нормой аноректички, а «маятник» «поела – вызвала рвоту» нарушает все обменные процессы в ее организме. Обезвоживание, потеря микроэлементов, минералов, солей и витаминов – это приводит к дистрофии внутренних органов. Через короткое время больная становится похожей на скелет, обтянутый кожей, и только своевременное клиническое вмешательство и длительная реабилитация могут спасти ей жизнь.
Вся ответственность за профилактику анорексии лежит на родственниках молодой женщины. Только они могут предотвратить катастрофу. Ни при каких обстоятельствах нельзя акцентировать внимание своей дочери, сестры или подруги на недостатках ее внешности или лишнем весе, тем более если она явно из-за этого переживает.
Операция по спасению
В отличие от многих других психических заболеваний анорексию можно победить. Главное – вовремя выявить этот недуг. Имей в виду: пациентка в большинстве случаев даже не понимает, что больна. Поэтому важно вовремя показать худеющую девушку специалисту: чем раньше ее доставят к врачу, тем проще будет справиться с недугом – барышню ждет тяжелейшая реабилитация, длящаяся не менее полугода. На первом этапе аноректика буквально выкармливают питательными смесями через зонд, чтобы хоть как-то нормализовать состояние. Затем приходит черед психотропных препаратов и антидепрессантов. С больной работают целые команды психологов и психотерапевтов. На групповых и индивидуальных тренингах они заново учат девушку любить себя и существовать в гармонии со своим телом и обликом. Постепенно она привыкает к «новой» себе и перестает повторять: «Я отвратительная, толстая и никому не нравлюсь». Когда женщина душевно и физически восстановится, у нее появляется возможность вернуться к нормальной жизни.
Даже после удачного завершения лечения бывший аноректик в обязательном порядке должен заниматься в группе поддержки. Аппетит – пожизненная «ахиллесова пята» таких женщин: любая эмоциональная встряска может вызвать маниакальное желание есть все подряд или, наоборот, заставит барышню полностью отказаться от пищи.
Мнение специалиста
Екатерина Гушанская, к. м. н., врач высшей категории, заведующая психоневрологическим отделением:
– Анорексия – это болезнь молодых женщин с низкой самооценкой и еще неокрепшей психикой. После 30 лет дамы занимают определенные ниши в жизни, имеют статус на работе и выбирают другие методы решения проблемы собственной внешности, например ходят в фитнес-центры. Поэтому у взрослой женщины этот недуг не может возникнуть неожиданно. Если анорексия появляется в таком возрасте, она является «маской» более серьезного душевного заболевания. Что, конечно, требует коррекции у психиатра.
6 тревожных признаков
1. Выпирающие ключицы и очень глубокие надключичные ямки.
2. Явно читающиеся ребра над грудью.
3. Атрофированные мышцы рук, свисающая кожа.
4. Серо-землистый цвет кожи.
5. Впалые глаза и темные круги под ними.
6. Тусклые волосы.
Звезды и анорексия
Кейт Мосс
Кейт Мосс – единственная из знаменитостей, не постеснявшаяся открыто заявить: «Я много лет страдала анорексией. Худела и оставалась такой при помощи наркотиков, что привело к еще одной проблеме – кокаиновой зависимости». Сейчас у легендарной модели все в порядке: она вылечилась от анорексии и наркомании, родила дочку и даже набрала немного лишнего веса. Остается надеяться, что Кейт не станет избавляться от него привычными для нее способами.
Николь Ричи
Николь Ричи была хорошенькой девушкой с весьма округлыми формами. Но знакомство и совместные съемки в телешоу с тощей Пэрис Хилтон сыграли с ней злую шутку. Стремясь походить на свою светскую подругу, Николь заработала анорексию, и, как ни пыталась это отрицать, чудовищные снимки тощей, как скелет, Николь обошли весь мир. Злые языки делали ставки, сколько бедняжка еще протянет, а официанты модных ресторанов только успевали давать интервью о том, что, если меню звезды состоит больше чем из воды с лимоном, она бежит в дамскую комнату избавляться от съеденного. Но, назло врагам, Ричи преодолела недуг, вышла замуж и даже родила двоих очаровательных малышей.
Алегра Версаче
Проблемы с излишней худобой у Алегры Версаче, племянницы легендарного кутюрье, начались еще в подростковый период. Ее мать Донателла Версаче несколько раз насильно помещала ее в психиатрическую клинику, но это не очень помогло, и через несколько лет девушка опять поступила в больницу с весом в 32 кг. Некоторые таблоиды винили во всем дурное влияние Кейт Мосс, с которой синьорина Версаче появлялась в злачных местах. Тогда врачи сумели спасти девушку – она не могла самостоятельно ходить и получала питание через зонд. Сейчас, по словам пресс-секретаря семьи, Алегра образумилась и старается любить себя такой, какая она есть.
Смотрите также:
- Роза Сябитова: «Похудение – результат упорного труда» →
- «Толстушки» и «худышки»: любви все женщины достойны →
- Внешность не главное. ЗА и ПРОТИВ →