Химия в бульонном кубике: половина «быстрых» приправ несъедобны?

   
   

Почему это событие страшное? Потому что бульонные кубики - продукт совсем не детский и почти ничего съедобного в них нет. А рекламируют их так, что дети неизбежно клюют...

Приятного аппетита

Особую пикантность этому событию придают обстоятельства, при которых все произошло. У нас был семейный обед, на столе стояли отличные русские щи и бутылка французского Кагора – настоящего сухого вина из Гаскони, а не нашего десертного пойла, часто сделанного не пойми из чего. На второе уже было запечено плечо барашка. Все было замечательно… и вдруг бульонные кубики.

Я сразу вспомнил историюГлафиры Николаевны Зыковой – бабушки моего близкого друга, дворянки, интеллигентки и просто мудрой женщины, – которую она поведала мне незадолго до завершения своего долгого земного пути. В далеком-далеком и счастливом детстве в начале прошлого века она жила с любящими родителями в большой-большой квартире на Арбате. И оказывается, она тогда тоже пробовала бульон из кубиков. Происходило это редко, но всегда при одних и тех же обстоятельствах:

- Когда раз в две недели приходил полотер, - рассказывала Глафира Николаевна, - мы с мамой и mademoiselle обедали в кухне. Это было очень интересно: на обед бывал бульон из кубиков «Магги» и жареные пирожки от Филиппова.

Обратите внимание на следующие обстоятельства. Первое: есть этот фаст фуд можно было только на кухне, и это было исключением – обычно обедали в гостиной (сейчас эта полезная традиция умерла). Второе: те кубики особо полезными не были, но отличались от нынешних в лучшую сторону – химии в них было гораздо меньше. Третье: если бы Глафира Николаевна питалась первым из кубиков и приправами на второе из пакетиков, она не прожила бы почти 98 лет. Но для нас сейчас гораздо важнее четвертый пункт: дети падки на все такое малосъедобное.

И это имеет самое непосредственное отношение к рекламе. Честно говоря, давно ждал такой реакции от дочери. Ведь я давно заметил, как в последнее время изменилась реклама бульонных кубиков и всяких пакетиков с приправами «на второе» - к рису, курице, ежикам… Несмотря на различие формы, содержание у всех этих штампованных кубиков и порошков в пакетиках практически одинаковое. Их главный компонент – усилитель вкуса глютамат натрия. Все остальное – приправа к приправе. Много соли, немного дешевого жирка, гомеопатическая капля зелени, овощей и даже мяса, плюс еще кое-что на букву «Е».

Обманываться рады

Здравомыслящий человек такое в кастрюлю положит только по неведению. Производители подобных приправ, полуфабрикатов и готовых блюд, пихающие все это в избытке в свои продукты, не в счет. Они же их делают не для себя, а для всех. Их ответственность как бы распыляется и становится абстрактной: мы как все. Но чтобы они это клали дома для себя и детей? Не верю. Но именно это по много раз каждый вечер демонстрирует нам реклама.

Вспомните эти ролики. Счастливые семьи, красивые родители, обаятельные дети и семейный кулинарный секрет – кубик в щи или в рис. Последняя реклама меня просто пугает. Мама задерживается на работе, ужин приходится готовить папе, он задумал сварить рис, но не знает, как сделать его таким же вкусным, как у мамы. Зато знает дочка: она достает из шкафа кубик и протягивает его отцу. Когда мама приходит, все начинают смаковать и нахваливать рис.

Или еще. Девочка жалуется, что, когда она вырастет, ее любимый мальчик женится на ней только в том случае, если она будет хорошо готовить. Мама учит ее «химичить» со всем этим. Думаю, из-за таких кулинарных изысков многие семьи могут распасться. Если конечно они не переключатся на новые кулинарные традиции. Кстати, есть еще ролик, в котором пытаются представить эти приправы как семейные традиции. На самом деле, это разрушение традиций.

Детям до 16-ти

Что делать? Убрать детей из рекламы. Во-первых, именно они клюют на подобные ролики. Во-вторых, милые детишки любому, даже самому мерзкому товару, могут придать немало обаяния. Сейчас именно это и происходит. Вспомните, еще недавно эти кубики-приправы рекламировали только взрослые – домохозяйки, просто женщины, бездетные парочки. Почему бездетные? Потому что прежний закон о рекламе разрешал использовать детей только в продвижении продуктов, предназначенных для них. В новом же законе мы убрали людей и животных из рекламы пива, и разрешили эксплуатировать детей в рекламе чего угодно. Это опасная тенденция – закон о рекламе надо править.

Анатомия в кубе

А теперь о том, почему кубики мало съедобны. Если вы не читали никогда их состав или читали, но не врубались, я попробую кое-что разъяснить и сделаю это не мелким шрифтом, как на упаковках.

Вот состав удивительного продукта - говяжьего бульона на косточке*:

1. Соль йодированная. Съедобный компонент, но соли мы и так получаем в избытке. А тот факт, что она стоит в составе на первом месте просто удручает. Это значит, что соли в продукте больше всего – ингредиенты в составе перечисляются в порядке убывания их веса.

2. Усилители вкуса (глютамат, гуанилат и инозинат натрия). Глютамат к каждой бочке затычка. Компромат на него очень велик. И не верьте, когда вас убеждают, что это соль абсолютно натуральной аминокислоты, содержащейся в мясе, птице и прочих съедобных белках. В кубиках и приправах почти всегда есть химические примеси и ТАМАТЮЛГ – это зеркальный ГЛЮТАМАТ. Молекулы этих веществ имеют одинаковый состав, но разное расположение атомов с молекуле, они как бы зеркальные отражения друг друга. Это как две руки – левая и правая. Для биохимии это имеет серьезные последствия – наши ферменты заточены только под ГЛЮТАМАТ. Это все равно, что на правую руку надевать левую перчатку, или наоборот.

3. Жир растительный. Скорее всего, это гидрогенизированный жир, его в таких продуктах использую чаще всего. А значит, он малосъедобен – в нем есть так называемые транс жиры. Все сказанное выше про ТАМАТЮЛГ и ГЛЮТАМАТ относится и к ним, только в еще более серьезной степени.

4. Крахмал. Чаще всего используют модифицированный крахмал. Пользы от него никакой, вред возможен, но все это пока еще плохо изучено. Детям этот продукт совершенно лишний. 

5. Мальтодекстрин. Промежуточный продукт расщепления крахмала, состоящий из сахаров – мальтозы и полимеров глюкозы. Ничего в нем полезного нет.

6. Сахар. Думаю, по этому ингредиенту комментарии излишни. Утешает лишь то, что его здесь мало.

7. Ароматизатор идентичный натуральному (мясо на кости). Единственная «кость» в этом бульоне, и она явно не мозговая косточка. Термин «идентичный натуральному» переводится как ненатуральный, искусственный, синтезированный. Просто эти молекулы - которые, по мнению дегустаторов, придают вкус говяжьего бульона на мозговой косточке, - похожи на те, которые есть в настоящем бульоне. Но это сходство отдаленное: когда химики пытаются синтезировать природные молекулы, у них часто получается нечто чужеродное и мертвое вроде ТАМАТЮЛГ или транс жиров. К тому же при синтезе всегда образуются примеси, и полезными они не бывают.

8. Гидролизованный растительный белок. Это белок, который разрушили до «кирпичиков» из которых он состоит - до аминокислот и коротких цепочек из них. В природе такой результат достигается гниением, и процесс этот продолжается несколько месяцев. В пищевой промышленности его обычно ускоряют с помощью соляной кислоты. В результате, часто образуют канцерогенные соединения с хлором.

9. Краситель (карамель). Жженый сахар, ничего в нем полезного нет, он даже хуже обычного сахара.

10. Говядина (порошок). По-моему, первый приличный съедобный ингредиент. Жаль только, что он стоит ближе к концу списка, и значит, его много меньше, чем кот наплакал. И считать такой кубик источником говядины не стоит. Это бутафория.

11. Регулятор кислотности (кислота лимонная). Страха не вызывает. Но вы не поверите, она тоже бывает разной как глютаматы, и значит, сказанное выше относится и к ней. Тем более, что чаще используют именно неприродную кислоту.

12. Петрушка, мускатный орех, куркума, лавровый лист (порошок), кориандр, экстракт чеснока. Хорошо – но мало, это последний компонент в составе, то есть поймать на зуб его нельзя, определить столь малую дозу поможет аналитическая лаборатория.

* Примечание: я выбрал этот кубик только потому, что он имеется у меня в коллекции. Купил его (но не пробовал), потому что особенно понравилось «мясо на косточке» в виде ароматизатора. Но все сказанное о нем относится и к прочим приправам и кубикам, они отличаются лишь в деталях – ароматизатор такой, ароматизатор сякой.

   
   

Смотрите также: