Воспитание «ящиком». Вреден ли ребёнку телевизор?

Наши эксперты:

   
   

детский и семейный психолог, психотерапевт Марина Богомолова;

руководитель программы исследований «Дети. Подростки. Медиа» Института современных медиа (MOMRI) Алёна Короткова. 

Советским детям была незнакома зависимость от телевизора. Да и откуда ей было взяться, если мультфильмы показывали не чаще пары раз в день, а детские передачи – и того реже! Другое дело – современные малыши, для развлечения которых с утра до ночи работают не один, а сразу несколько телеканалов!

О раннем развитии

Многие родители, завидя в углу телевизора пометку 0+ или гипнотизирующие слова «развивающий мультфильм», сажают детей к экранам буквально с рождения. Однако специалисты не рекомендуют этого делать раньше достижения малышом 2–2,5 года. Мало того, что это бесполезно – мелькающие на экране картинки мозг ребёнка пока просто не воспринимает (поскольку процесс формирования зрительного анализатора заканчивается лишь к 3–5 годам). Но это ещё и вредно.

Доказано, что ведущая роль в этом возрасте у двигательно-осязательного, сенсорного восприятия. Поэтому чем больше кроха будет контактировать с предметами, которые можно потрогать – игрушками, безопасной кухонной утварью, продуктами, – тем лучше. Кроме того, лишь к двум годам окончательно дозревают структуры головного мозга, и воздействие таких сильных раздражителей, как телевизор, может только тормозить процесс созревания. Поэтому хотя бы до двух лет лучше не включать крохе телевизор, а больше с ним гулять, играть, слушать музыку, развивать крупную моторику – танцами и движением, а мелкую – рисованием и лепкой. А самое главное – постоянно разговаривать.

Без отрыва от экрана

Исследования доказали, что у детей-телеманов чаще встречаются задержки речевого развития, ожирение и проблемы с общением, чем у сверстников, живущих более активной социальной жизнью. Кстати, по мнению специалистов, в 3–4 года допустимо смотреть телевизор не дольше 20–30 минут в день, а ближе к школе – не больше часа-полутора (и то лучше не подряд, а с перерывами).

   
   

Кстати, сам телевизор желательно вообще удалить из детской. Когда «ящик» включён с утра до ночи, психика ребёнка не отдыхает, а подвергается повышенным нагрузкам (ведь информация в мозгу записывается даже тогда, когда малыш вроде бы и не смотрит в сторону экрана). А если родители ещё и не контролируют содержание телепрограмм, куда могут входить сцены насилия, агрессии или просто что-то страшное, то вред психике может быть нанесён существенный.

Особенно строгих ограничений на просмотр телевизора требуют дети с неврологическими проблемами (например, синдромом дефицита внимания и гиперактивности – СДВГ). Да и всем остальным детям не стоит смотреть мультики без меры, а также на сон грядущий. Это не поможет им быстрее заснуть. А наоборот, будет мешать процессам торможения. Поэтому хотя бы за час до сна телевизор нужно выключать. Это время лучше провести за спокойным занятием, в идеале – за чтением.

Луч света в тёмной комнате

Не позволяйте детям смотреть передачи в темноте – это вредно для зрения. И следите за их осанкой – длительное нахождение в неправильной позе вредит позвоночнику. Поэтому пусть чадо сидит на стуле со спинкой или диване (а не на табуретке). И не ближе двух метров от телевизора. Также установите строгий запрет на телепросмотры во время еды. Это прямой путь к нарушению пищевого поведения. Со временем эта вредная привычка приведёт к привычному перееданию и лишнему весу, поскольку теряется контроль над объёмом съеденного и чувством насыщения. 

Телевизор им природу заменил

Дети 2005–2017‑х годов рождения – самое медийное поколение, значительно опережающее по медиапотреблению не только взрослых, но и подростков и молодёжь. В 2017 году Институтом современных медиа было проведено масштабное исследование на эту тему. Выяснилось, что в России ежедневно три четверти детей от 2 до 12 лет (72%) регулярно смотрят телевизор. Дошколята и младшие школьники сидят перед экраном более двух часов в день. Лидерами в этом плане оказались мальчики 4–5 лет – они ежедневно проводят перед «ящиком» около 2,5 часа.

И если среди подростков и молодёжи время просмотра телевизора с каждым годом сокращается (правда, увы, за счёт роста использования планшетов и смартфонов), то дошколята и первоклассники, наоборот, с каждым годом смотрят телевизор всё активнее – почти 2,5 часа в день (+10% к 2015 году, +2% к 2016 году). Ведь сегодня у каждого пятого ребёнка в России есть свой собственный телевизор, по которому он может смотреть детский пакет телеканалов. Кстати, исследование показало, что единственный ребёнок в семье проводит на 17% больше времени у экрана телевизора, чем дети, растущие с братьями и сёстрами.

Есть и польза

И всё-таки телевизор нельзя назвать злом. Ведь мультики – это удовольствие. К тому же их просмотр можно использовать в качестве поощрения. Также фильмы для детей создают некий общий культурный слой. И если малыш не знает популярных мультяшных телегероев, он рискует стать изгоем в коллективе. И именно по сюжетам мультиков дети в возрасте 3–6 лет строят сюжетно-ролевые игры, полезные для развития социального и эмоционального интеллекта. Но многое зависит от контента. Поэтому следите за тем, что ребёнок смотрит. А чтобы информация, имеющая познавательное и воспитательное значение, не ускользнула от детского восприятия и понимания, смотрите телевизор вместе с ребёнком: поясняйте, где надо, наблюдайте за его реакциями, спрашивайте, что понял, учите делать выводы.

Факты:

Первый телевизор в СССР был выпущен в 1932 году. Это была механическая модель Б‑2. Первый же электронный телевизор – легендарный КВН 49 – был создан в 1949 году.

В конце XIX века инженер Стюарт Блэктон создал первый мультипликационный фильм в виде рисунков в движении, отснятых на плёнку.

Папа Римский Франциск со словами «Это не для меня» отказался от просмотра телепередач, в чём в 1990 году дал обет Деве Марии.

Смотрите также: