Малыши, рождённые после 22-й недели беременности и имеющие вес от 500 г, сегодня имеют все шансы не просто выжить, но и нормально жить. С какими проблемами чаще сталкиваются недоношенные дети и чем им можно помочь?
Не спеши, малыш
Елена Нечаенко, aif.ru: Елена Соломоновна, чем врач-неонатолог отличается от педиатра?
Елена Кешишян: Неонатолог занимается новорождёнными и работает в родильных отделениях или в отделениях по выхаживанию недоношенных детей. Раньше неонатология была частью педиатрии, но со временем её выделили в отдельную специальность. Детей, родившихся в срок и без патологии, неонатолог осматривает в роддоме, а затем их здоровьем занимается педиатр. А вот малышей, появившихся на свет преждевременно, неонатолог ведёт до момента их выписки домой. Обычно это происходит примерно в 40 недель беременности, как если бы младенец родился вовремя. Но при сильной незрелости порой требуется больше времени.
– Как недоношенность влияет на здоровье?
– Значительно повышает риски для здоровья. Несмотря на новейшие технологии, мы не можем полностью повторить все условия, которые природа создаёт в утробе матери. Поэтому некоторые проблемы у таких детей являются ятрогенными, т. е. возникают в результате применения технологий, благодаря которым врачи спасают жизнь таким малышам.
Самая частая патология недоношенных детей – незрелая нервная система. При переходе из одной среды в другую сосуды порой не выдерживают, из-за чего повреждается головной мозг. На этом фоне могут развиться ДЦП, гидроцефалия, эпилепсия, умственная отсталость. Но бóльшую часть повреждений можно скомпенсировать, вовремя обнаружив и начав лечение.
На втором месте – бронхолёгочная дисплазия. В утробе лёгкие плода не функционируют, они раскрываются только при попадании на белый свет. Этому процессу способствуют защитные вещества, не позволяющие организму младенца отравиться кислородом. Если же ребёнок оказывается в кислородной среде раньше срока, такие вещества ещё не вырабатываются. Сегодня врачи научились с этим бороться, и хроническая болезнь лёгких у недоношенных детей возникает гораздо реже.
Третья проблема – зрение. Плод до 40 недель беременности должен находиться в темноте. А когда незрелые структуры глаза контактируют с ярким светом и кислородом, возникает риск ретинопатии недоношенных, которая в тяжёлых случаях приводит к слепоте. Мы научились предотвращать и эту патологию. Дети лежат в закрытых кювезах в тёмных комнатах до 36–40 недель гестации (беременности).
Шаг за шагом
– Как врач определяет прогноз для недоношенного ребёнка?
– Неонатолог не делает прогнозов. Мы просто шаг за шагом идём к восстановлению, компенсируя имеющиеся нарушения. Ведь риск не всегда реализуется, и наша задача не пугать без того напуганных родителей, а помогать им вести детей по пути здоровья.
– Чем «старше» (считая в неделях гестации) новорождённый, чем крупнее по весу, тем выше его шансы на здоровье?
– Казалось бы, это очевидно. Но многое зависит от причины преждевременных родов – спровоцировала ли их патология плода или нарушения у мамы, а также от того, как проходили роды. Если проблема со здоровьем у мамы, лучше её раньше родоразрешить, чтобы негативные факторы меньше воздействовали на плод. Такого малыша будет проще выходить внеутробно. Но если преждевременные роды связаны с генетическим заболеванием плода – это другая история.
– Говорят, что семимесячные дети здоровее восьмимесячных. Это миф?
– Нет, не миф. Хотя объяснить данный феномен трудно. Дети, рождённые на 32-й неделе, часто крепче и здоровее тех, кто появился на свет на 36–37-й неделе. Есть даже термин «поздние недоношенные». Их не всегда можно сразу после рождения выписать домой, несмотря на более высокие показатели роста и веса.
Все дома
– Правда ли, что выживаемость детей, родившихся до срока, значительно выросла?
– За последние 30 лет в этой области случилась революция. И речь не только о впечатляющем снижении младенческой смертности, но и об успехах в предотвращении инвалидизации. Кювезы, мониторы, аппараты искусственной вентиляции и другая аппаратура в сочетании с высоким уровнем компетенций неонатологов помогают выходить и вернуть в социум даже глубоко недоношенных малышей.
– Когда после выписки недоношенные дети попадают домой, достаточно ли им внимания педиатра, который может выделить на приём 15 минут?
– Осмотр такого ребёнка требует от врача специальных знаний и времени – не меньше 40 минут. И родители тоже нуждаются в поддержке и консультациях. Обычный педиатр из поликлиники может пропустить патологию, требующую срочной коррекции. Проблемы недоношенных детей после выписки не заканчиваются. Чтобы «дозреть», нужно время – год, два, а кому-то и три. Да и развитие органов и систем у ребёнка, родившегося раньше срока, происходит иначе. Поэтому мы боремся за то, чтобы появилась особая специализация врача на стыке неонатологии и педиатрии. Такие отделения уже организуются при перинатальных центрах, в областных больницах. Там детей осматривают амбулаторно и дают родителям рекомендации на ближайший месяц.
– Велики ли шансы, что недоношенные дети к трём годам догонят сверстников?
– Очень велики. Более того, такие дети могут быть интереснее, умнее, креативнее сверстников. Возможно, это из-за мощной внеутробной стимуляции, которую они прошли. Но то, что сегодня недоношенность – не приговор, очевидно. Главное, чтобы после родов таким ребёнком занимались грамотные неонатологи, а после выписки дети правильно абилитировались под наблюдением знающего педиатра, который расскажет, как кормить такого малыша, как и чем с ним заниматься, когда прививать.
Важно!
Аутизмом страдают и доношенные дети, но среди малышей, родившихся раньше срока, расстройство встречается чаще. Однако у недоношенных бывают так называемые скачки в развитии, во время которых аутистические проявления уменьшаются и даже исчезают – истинный аутизм не развивается. Но это происходит не само собой, требуются занятия, правильная абилитация («дозревание»). Причём у недоношенных детей эффект нередко лучше, чем у доношенных.