Пора в школу? Готов ли ребёнок к учёбе

Как понять, созрел ли для этого ваш отпрыск, или лучше ещё на годик продлить ему детство?

   
   

Наш эксперт – старший научный сотрудник НИИ гигиены детей и подростков кандидат медицинских наук Ирина Лашнева.

Вдруг перегорит?

Многие родители недоумевают: зачем держать в детском саду шестилетку, если он уже научился и читать, и писать, и считает до 100, и даже знает все планеты Солнечной системы? Ведь так он может и потерять интерес к учёбе!

Оказывается, овладение письмом и грамотой – ещё не показатель школьной зрелости. Более того, это и не нужно – в школе ребёнка всему этому научат, причём сделают это правильно. Гораздо важнее, чтобы к первому классу у ребёнка были правильно сформированы различные функции, которые позволят ему успешно учиться. Ведь зачастую современные дети знают очень много того, что им не пригодится в первом классе, но не знают и не умеют необходимых вещей.

Так в 6 или в 7?

1‑й класс – это критический период в жизни ребёнка, от которого очень сильно зависит его будущее. Отдать малыша учиться прежде­временно – значит увеличить у него риск повышенной утомляемости и соответственно низкой успевае­мости, а также проблем с социализацией. Исследования показывают, что слишком рано отданные в школу дети в средних классах болеют чаще тех, кто пошёл в школу вовремя. Ведь на фоне школьного стресса могут обостряться любые болячки. Поэтому до 7 лет детям (особенно мальчикам, которые обычно созревают позже девчонок) лучше побыть дошколятами.

Объективно оценить школьную зрелость мамам и папам трудно, но это могут сделать психолог и педиатр из дет­ской поликлиники и нейропсихолог из социального цент­ра развития – к ним и надо отвести чадо. В идеале это надо сделать за год до поступления в школу. Педиатр оценит уровень физического развития. А психолог (или нейропсихолог) протестирует интеллект будущего первоклассника и другие важные функции: координацию, движение (крупную и мелкую моторику), речь, уровень социализации, наличие мотивации к учёбе.

Но точно посидеть ещё один год в детском саду следует детям:

   
   
  • с логопедическими проблемами;
  • с неврологическими нарушениями;
  • часто болеющим и имеющим хронические заболевания;
  • тревожным, с повышенной эмоциональностью.

Если врачи скажут, что ребёнок не дозрел, лучше не торопиться с учёбой. Но это не значит, что в этот год надо лентяйничать. 

На что потратить лишний год

Укрепляйте здоровье. Пусть ребёнок активно занимается спортом (тренирует сердечно-сосудистую систему и укрепляет костно-мышечный аппарат), больше гуляет, закаляется.

Развивайте память. Больше читайте ребёнку, учите его пересказывать и анализировать текст, учите с ним стихи, играйте в слова, города, другие интеллектуальные игры. 

Укрепляйте эмоциональную сферу. Научите ребёнка спокойно относиться к проигрышам. В этом вам помогут любые игры, в том числе настольные.

Развивайте мелкую и крупную моторику. Для этого необязательно мучить малыша прописями – лучше пусть лепит, рисует, вырезает из бумаги, собирает кон­структор, складывает оригами, мастерит из бисера, завязывает шнурки, помогает вам готовить. Вся эта дея­тельность отлично ставит руку. Крупная моторика развивается только в движении: пусть малыш больше лазает, бегает, прыгает, играет в подвижные игры.

Тест

Насколько развит ваш ребёнок

Уже 3 десятилетия психологи используют для оценки школьной зрелости тест Керна – Йирасека. Он позволяет сделать заключение о развитии сенсомоторных функций и интеллекта. Тест включает в себя 3 задания.

1. Портрет человека по памяти

Зачем нужно.  Получить понятие об общем интеллектуальном развитии ребёнка.

Оценки. 1 балл – рисунок подробный и достаточно реалистичный; 2 и 3 – некоторые детали отсутствуют; 4 – примитивное изображение; 5 – каракули.

2. Срисовывание письменной  фразы из трёх слов (например: «Я ем суп»). Если ребёнок уже умеет читать письменные буквы, предлагается фраза на чужом языке.

Зачем нужно.  Оценить степень развития моторики и координацию между глазами и рукой, а также умение подражать образцу. Это важно не только для овладения письмом, но и для обучения в целом.

Оценки.  1 балл – скопировано почти идеально; 2 – написано разборчиво, но буквы разного размера, а строчки пляшут; 3 – различимы хотя бы 4 буквы, а между словами есть интервалы; 4 – опознать можно хотя бы 2 буквы; 5 – каракули.

3. Срисовывание группы  точек

В образце – 10 точек, расположенных на равном расстоянии друг от друга по вертикали и по горизонтали.

Зачем нужно.  Для определения способности ребёнка удерживать внимание и, не отвлекаясь, выполнять скучное задание.

Оценки.  1 балл – почти точно; 2 – с небольшими отклонениями, но в целом верно; 3 – рисунок похож, но число точек больше или меньше нужного (но не больше 20 и не меньше 7); 4 – рисунок состоит из точек, но не соответствует образцу; 5 – каракули.

Итоги

Сумма баллов по всем трём заданиям 

3–6 баллов – высокий уровень готовности к школе.

7–12 баллов – средний уровень.

13–15 баллов – низкий уровень, ребёнок нуждается в обследовании психического развития.

Смотрите также: