Трудное детство
Нынешнему поколению детей доступно гораздо больше вещей и развлечений, чем их папам и мамам, бабушкам и дедушкам в детстве. Заботливые родители сейчас покупают своим детям всё новые и новые игрушки, организуют множество различных занятий, поездок, культурных мероприятий, следующих друг за другом бесконечной чередой. В результате ребёнок не успевает всё это переварить, прочувствовать, а то даже и просто заметить. Казалось бы, всё делается для него и ради его блага, но из-за спешки и постоянного стресса он фактически лишается возможности этим благом воспользоваться. Ему некогда порадоваться подарку или понять своё впечатление от спектакля, потому что уже пора бежать дальше, за новыми впечатлениями...
Современный ребёнок лишён возможности побыть в покое, с самим собой, чтобы усвоить полученную информацию и понять, чего же хочет он сам. Он не успевает узнать самого себя. От избытка впечатлений и перевозбуждения у детей часто ухудшается самочувствие, возникают проблемы со вниманием и памятью, иногда развивается депрессия (её первые признаки могут выглядеть как лень и равнодушие).
Закормили
Чтобы оценить что-то по достоинству, необходимо время. Если мы хотим, чтобы ребёнок ценил то, что мы ему даём, нужно обеспечить ему возможность уделить этому внимание и понять свои чувства, связанные с полученным опытом. Родители сами подталкивают ребёнка к обесцениванию, пренебрегая тем, что он может и хочет делать самостоятельно: например, постоянно водят его на разные занятия, ожидая, что там его чему-то научат, не давая свободы его спонтанным творческим порывам. Вряд ли ребёнок оценит такую форму заботы о себе. Ведь для человека обычно ценно то, что отвечает его желаниям. Когда же нечто свалилось на него помимо его воли и при этом никак не затронуло — странно ждать радости и благодарности. А уж если полученное «благодеяние» вызвало негативные эмоции — тем более.
Как вернуть интерес?
- Если речь об игрушке или какой-то другой вещи, дайте ребёнку возможность в неё «вложиться» в первую очередь эмоционально. Ребёнок обрадуется тому, о чём он давно мечтал, что-то сделал для того, чтобы это получить. Вещь, к которой ребёнок равнодушен, цениться им заведомо не будет.
- Избегайте перегрузки ребёнка информацией и впечатлениями — всё хорошо в меру.
- Собираясь куда-то вместе, особенно в путешествие, обязательно обговорите предстоящее событие. Совместные планы, ожидания — всё это подготавливает почву для радостного восприятия новых впечатлений.
- Чтобы обратить внимание на то, что происходит в жизни, и научиться видеть ценное, существуют полезные ритуалы, одновременно способствующие установлению тёплых доверительных отношений в семье.
- Например, ежедневный «разбор полётов». Каждый вечер разговаривайте с ребёнком о том, как прошёл его день. Пусть он вспомнит, что его порадовало, что огорчило, что нового он узнал... Хорошо делать это перед сном, когда день подошёл к концу. Этот ритуал помогает ребёнку переварить опыт, полученный в течение дня.
- Ритуал благодарности. Его можно устраивать перед Новым годом, в конце учебного года или в день рождения. Все члены семьи собираются и решают вместе, за что они могут поблагодарить этот год, что ценного он им принёс, — это учит детей подводить итоги длительных отрезков времени и вспоминать важное.
Первый читатель
— Чтобы ребёнок ценил вещи, его надо лишить этих вещей, но это как бы в идеале. Я не помню, как поступают с маленькими детьми, потому что мой сын уже дядька, а на примере внука могу сказать: конечно, хочется, чтобы у него всё было, а ценит он это или нет — это второй вопрос, внук ещё маленький.