Недетский конфликт. Как разрешать споры у школьников?

По некоторым данным, с конфликтными ситуациями, которые приводят к травле, сталкиваются около 50% школьников. При этом подростки в возрасте 10-16 или даже 18 лет порой решают конфликты слишком агрессивно и напористо. Специалисты дают советы о том, как можно мирно решить конфликт в детском коллектив.

   
   

«Конфликтами пропитана вся школьная жизнь. Как бы нам ни хотелось их избежать, каждый ребенок в школе, скорее всего, столкнется с конфликтной ситуацией», — говорит психолог высшей категории Института детской и взрослой неврологии и эпилептологии им. Свт. Луки Елена Макарова.

Когда мы говорим о конфликтах, отмечает специалист, то чаще всего внутренне считаем, что это скорее плохо. Слова «конфликт» и «ссора» в нашем сознании чаще всего ассоциированы с тем, что от них нужно избавляться и разрешать. Именно в этих словах и заложены основные стратегии поведения ребенка в конфликтной ситуации. Есть дети, которые будут стремиться избавиться от неприятностей, есть переговорщики и миротворцы, а есть, наоборот, и такие, кто получает от этого заряд энергии. 

От чего зависит склонность к конфликтам?

Перед тем как разбираться в причинах, стоит внимательно присмотреться к ребенку. Ведь конфликтность человека зависит, несомненно, от многих факторов, но основными являются следующие:

  • личностные черты;
  • стиль воспитания;
  • способы, которые помогают ребенку справиться и преодолеть подобные трудности. 

Младшеклассникам на заметку

Темы конфликтов между младшими школьниками могут быть совершенно различными. «Еще не все ребята к этому времени умеют понимать и принимать позицию собеседника, не все научились договариваться без кулаков, эти навыки только формируются. Посему и конфликты в это время чаще всего кратковременные», — говорит Елена Макарова. Она также отмечает, что в этой ситуации конфликты являются педагогическими «задачками». На примерах разрешившихся конфликтов наши дети взрослеют и приобретают опыт. В этом возрасте, как подчеркивает специалист, нужна практика: чем больше разрешенных конфликтов, тем лучше ребенок сможет находить выход из подобных ситуаций в будущем. Он буквально учится на собственных примерах.

Дети постарше ссорятся

«В средней школе темы конфликтов могут быть более серьезными: это и борьба за лидерство в группе, и личное соперничество, и борьба одной группы подростков против другой, отстаивание своих ценностей и убеждений. К этому возрасту ребята уже более успешны в преодолении мелких конфликтов, однако  ярко и эмоционально реагируют на те острые темы, которые сопровождают подростковый возраст. Одними из самых трудных для разрешения среди подростков являются этнические конфликты», — отмечает Елена Макарова.

Позитивную роль в разрешении конфликтов здесь, как говорит психолог, могут сыграть те взрослые, учителя, наставники, которым дети доверяют, которых уважают и чей авторитет признают. Но все же основную роль играет предварительная работа педагога на сплочение коллектива, создание общих интересов, увлеченность единым делом. 

   
   

Помощь родителей

Конечно же, перекладывать на школу все проблемы нельзя, равно как и закрываться и отмахиваться от конфликтных ситуаций ребенка и сложных моментов в его школьной жизни. Так что самое время вступать родителям.

«Для разрешения конфликтов важна также поддержка родителей, их твердая позиция, что лучше жить в добром и мирном коллективе. К сожалению, часто встречаются ситуации, когда родители только усугубляют конфликт, акцентируют на нем внимание и предлагают стратегию яркого противостояния вместо налаживания отношений», — говорит Елена Макарова. 

Умение договариваться в сложных ситуациях — это один из самых важных навыков современного человека, отмечает специалист. Любой конфликт хотелось бы рассматривать именно как ситуацию, выйдя из которой мы сможем сказать, что выводы сделаны и больше такое не повторится. И именно этому надо учиться. Если самостоятельно не получается, можно попробовать подключить специалиста, чтобы он помог расставить приоритеты и акценты и определиться с дальнейшими тактиками поведения.