Как уберечь ребенка от наркотической и алкогольной зависимости?

В своей лекции Евгений Алексеевич Брюн, Главный нарколог Минздравсоцразвития РФ, директор Московского научно-практического центра наркологии, профессор, доктор медицинских наук рассказал о факторах риска по развитию у ребенка зависимого поведения и как их избежать:

   
   

- Факторов риска по развитию зависимого поведения очень много. Прежде всего, это факторы генетические. На сегодняшний день выделяется примерно 7 генетически запрограммированных факторов риска, которые повышают возможность развития алкоголизма и наркомании.

Первый фактор - это высокий уровень дофамина, то, что на бытовом уровне мы называем адреналин, норадреналин. Очень часто в рекламе мы слышим: «Добавьте себе немного адреналина» и т.д. Высокий уровень адреналина – это группа нейрогормонов под общим названием дофамин.

Если их уровень высок, то люди, как правило, ищут рискованные ситуации, новизны, попадают в круговорот сложных событий и так далее. У них присутствует авантюрная жилка. Если это совпадает с низким уровнем серотонина, а он ответственен за уровень депрессии при стрессовых ситуациях, то эти люди не выдерживают напряжения, ломаются, впадают в депрессивные панические состояния. Это два основных генетических фактора риска по алкоголизму, наркомании. Наша наука развивается, и мы имеем принципиальную возможность определить эти риски и своевременно сказать об этом родителям, на это следует обращать внимание и учитывать в воспитательном процессе.

Рожайте сами!

Следующим фактором риска является употребление матерью во время беременности алкоголя, табака или наркотиков. Любое вещество меняет биохимию головного мозга ребенка, и часто это бывает необратимо. Мы встречаем случаи, когда у действующего потребителя наркотиков – будущей матери – рождается больной наркоманией ребенок. Если мать потребляет алкоголь, то родившийся ребенок будет отставать в развитии.

Третий фактор риска – это момент родов. Беременная женщина должна готовиться к родам, заниматься зарядкой, настраивать себя психологически. В женских консультациях есть специальные школы будущих матерей, где готовят к родам. К сожалению, с 60-х гг. все чаще используются методы стимулирования родов, регулируемые роды, необоснованные кесаревы сечения, роды под наркозом и т.д. Все это, в целом, тоже небезопасно. Нормальная первородящая женщина должна рожать примерно 16 часов, часто, когда стимулируются роды, процесс рождения происходит очень быстро (4-8 часов). Стремительные роды приводят к травматизации плода. Акушеры могут не увидеть каких-то вещей, ребенок может родиться формально здоровым, но минимальная мозговая травматизация может разрушить психическое, неврологическое развитие ребенка.

Поэтому мы всегда призываем: рожайте сами! Не бойтесь, это не страшно! Чем меньше химии будет вводиться в момент родов, тем лучше. При кесаревом сечении давление внутри матки выше, чем снаружи, в результате возникает кессонная болезнь или микротромбирование сосудов – это наложит отпечаток на всю оставшуюся жизнь ребенка. К этому надо очень внимательно относиться. Те препараты, которые используются для стимулирования родов, напрямую воздействуют на биохимию головного мозга плода. Воспользоваться ими можно только по жизненным показаниям – это очень важный момент.

   
   

Мать и ребенок

Четвертый фактор риска – магическая связь между матерью и ребенком. В каком состоянии находится мать, в таком состоянии будет находиться и ребенок и, наоборот, в каком состоянии ребенок – в таком и мать. Так устроена природа, мать все время должна следить за ребенком, чтобы с ним ничего не произошло. Мать не должна демонстрировать в своем поведении панические, тревожные состояния, потому что это будет напрямую сказываться на развитии и психическом состоянии ребенка. С ребенком надо разговаривать. Причем фразовая речь начинает развиваться в 1,5-2 года, но для ребенка речь матери – это некая магическая составляющая, он привыкает к ее голосу, тембру и т.д.

Нужно разговаривать на хорошем, правильном русском языке. За этим стоит очень важный момент - понятие «импринтинг». Это первичное обучение, которое структурирует сознание и подсознание ребенка, дальше он будет себя вести в соответствии с этим первичным учением. Приведу пример, один великий ученый в области поведения животных, который изобрел этологию и получил за это Нобелевскую премию, вылупившемуся гусенку вместо матери-гусыни предъявлял себя или механическую машинку. Затем этот гусенок всю оставшуюся жизнь считал своей матерью механическую машинку или самого Конрада Лоренса. То же самое происходит с нашими детьми.

Понятие матери - во многом психосоциальное явление. Первый, кого ребенок видит в своей жизни, с кем он общается – это мать. У него навсегда в памяти запечатлевается запах, тембр голоса, ее психическое состояние. В каком состоянии будет находиться мать, в таком состоянии будет находиться ребенок. Если мать демонстрирует правильные социальные формы поведения, то ребенок в раннем возрасте будет усваивать эти стереотипы поведения как свои. Это очень важный момент в жизни ребенка, который начинается еще до развития речи. Поэтому мы всегда учим будущих матерей, чтобы они с детьми обязательно разговаривали. В любой речи есть мелодия, смысловая, эмоциональная нагрузка. Если мать будет все время демонстрировать панику при ребенке, он вырастет раздраженным. Если она все время будет демонстрировать безудержное счастье, он станет наивным и будет хуже адаптирован к окружающей действительности.

К пятому фактору риска можно отнести информационную среду, в которой растет ребенок. Есть понятие «первичного научения». Если родители отделываются от ребенка тем, что включают видеомагнитофон или ставят мультфильмы, где нет речи, междометийное общение, агрессивные формы, дети это воспринимают без критической оценки. Систему поведения, которая там демонстрируется, они усваивают навсегда. В таких случаях дети так себя и будут вести в будущем: у них не будет развиваться речь, они будут общаться междометийно, а потом и матом, у них возможно развитие агрессивных форм поведения и т.д. Родители получат не своего сына, а сына «Тома и Джерри» со всеми вытекающими последствиями дезактивного поведения в будущем.

Нужно развивать воображение

Шестой фактор риска – это детские учреждения. Родители должны внимательно относиться к тому, какие требования предъявляются к детским садам и воспитательному процессу. Часто бывает, что помещение небольшое, очень много детей, все кричат, воспитатель и нянька тоже говорят на повышенных тонах. Таким образом, ребенок воспитывается в тесноте, всеобщем возбуждении и агрессии. Важно помнить, что то, что мы заложим в ребенка до 5 лет, в дальнейшем отразится на его поведении. Если мы «проморгали» этот период, то ничего хорошего ожидать невозможно.

Седьмой фактор риска – адаптация ребенка в первом классе школы. Представьте себе, какая свобода была у ребенка до школы, он все время находился в движении, вдруг его обездвиживают на полчаса, ему очень трудно воспринимать информацию в таком состоянии. Через некоторое время он не усваивает материал, становится изгоем у учителей, родителей, сверстников, выпадает из образовательного процесса и уходит в себя. Очень важно ни в коем случае не опережать события в техническом образовании.

Дети должны быть лишены компьютеров, телефонов, кибернетики. Первая фаза воспитания ребенка – сказочно-мифологическая. Прежде чем осваивать Коперниковскую систему мироздания, он должен пройти Птолемеевскую. Если мы внутриутробно проживаем всю историю жизни на Земле, от одноклеточных существ до млекопитающих, то в первые пять лет мы переживаем историю человечества. Если ребенок в свое время не освоил магических сказок, национальных персонажей, которые характерны для того или иного народа, его внутренний мир будет пуст. Сказочно-мифологическая стадия воспитания обязательна. Сначала нужно развивать воображение, речь, только потом технику.

Очень часто родители натыкаются на непонимание ребенка в возрасте 9-10 лет. В это время у него начинают формироваться различные увлечения. То ребенок просит купить ему велосипед, затем хочет заниматься шахматами – бросает, начинает заниматься музыкой и т.д. Родители пугаются, не знают, что с этим делать. Это нормальный этап развития ребенка, он себя пробует в различных ситуациях. Если родители предоставят ему возможность себя попробовать в разных сферах, этому человеку легче будет адаптироваться во взрослом состоянии. Он свое найдет обязательно, но для этого нужна широта предложений.

С кем дружит ваш ребенок?

Следующим этапом являются различные социализации, человек начинает входить в определенные группы и дружить – в это время происходит зарождение и формирование референтной группы. Внутри компании они обретают возможность коммуникативной функции. Если эта группа по каким-то причинам начинает интересоваться маргинальной деятельностью или туда попадают наркотики или алкоголь, тотально вся группа будет их употреблять. Родители должны за этим обязательно следить. Друзья детей должны бывать в доме, родители должны знать, кто они, с ними тоже надо разговаривать, вовлекать в общие события, тогда риски алкоголизации или наркотической зависимости будут меньше.

Очень тяжелым фактором является – приобщение к той или иной молодежной субкультуре. Их сейчас очень много, ценности в них постоянно меняются. Если эти субкультуры предполагают употребление алкоголя или наркотических веществ (ростоманы), к этому надо внимательно относиться. Родители должны ориентироваться в молодежных субкультурах, чтобы понимать, под какое влияние могут попасть их дети.

Например, употребление энергетических напитков пошло из рейн-культуры. Лидеры этих групп выдвигали почти олимпийские лозунги: Вы должны быть умнее, сильнее, быстрее стариков, которые заняли ваше место под солнцем. Эту идею подхватил бизнес, стартовал массовый выпуск энергетических, алкогольных напитков. Кстати, Америка запретила производство и продажу алкогольных энергетических напитков. Я надеюсь, что следующим ходом будет полное запрещение этих препаратов. В энергетические напитки не входят наркотики, они состоят из кофеина, таурина, возможно, алкоголь. Исследования показали, что таурин в 3 раза повышает риск по формированию алкогольной зависимости.

Никакой вседозволенности

Очень часто родители воспитывают своих детей по Бенджамину Споку: принцип вседозволенности, дети не должны жить так же тяжело, как мы в свое время и т.д. К чему это приводит? Человек, воспитанный в такой «оранжерейной» ситуации, не переживая отрицательных эмоций, становится взрослым, и реальный мир ему предъявляет совсем другие вопросы и требования, он не будет его щадить, обязательно возникнут санкции, претензии, наказания. Ребенок, который не знает, что такое слово «нет», ломается, резко повышается риск употребления алкоголя или наркомании. Человек должен испытывать всю гамму эмоций - от отрицательных до положительных.

Нельзя следовать голливудскому лозунгу: Ты должен быть веселым, знаменитым, богатым, у тебя должно быть много женщин (мужчин). Когда люди пытаются претворить эти лозунги в реальность, получается масса трагических судеб и событий. Наказание, требовательность в вопросах воспитания обязательны. Важно развитие ответственного отношения к семье. Напомню, ребенок воспитывается по принципу подражания. Если мы все время разговариваем с ребенком, делаем все сообща, то проблем ни с алкоголем, ни с наркотиками не будет. Если они возникнут, у ребенка всегда есть сформированная привычка общаться со своими родителями, с ним можно будет говорить на эту тему и договариваться.

Алкоголь, наркотики, зависимое поведение настолько вплетено в нашу жизнь, об этом надо всегда помнить и применять в вопросах воспитания детей!

Смотрите также: