Наблюдаем
Дарования и склонности ребёнка особенно ярко проявляются тогда, когда он играет один. Понаблюдайте, чем ваш малыш предпочитает заниматься, какие сюжеты игр выбирает. В какую деятельность он готов погружаться надолго, а какие моменты стремится поскорее проскочить? С чем он легче всего справляется? О чём его мечты и фантазии?
Но главный указатель на талант – это деятельность, к которой ребёнка откровенно тянет, за которую он всегда охотно берётся сам.
Избегаем оценок
Одни способности могут быть ярко выражены, а другие находиться пока лишь в зачаточном состоянии. Но внимания заслуживают и те и другие. Не беритесь делить таланты ребёнка на главные и второстепенные, на полезные и бесполезные. Не важно, насколько серьёзно и осмысленно выглядит то, чем занят ребёнок. Собирает какие-то странные предметы? Увлечённо играет в машинки, когда ему это вроде как уже не по возрасту? Даже если то или иное занятие на первый взгляд кажется пустым баловством, которое никак не применить в последующей жизни, не спешите судить. По крайней мере удержитесь от пренебрежительных высказываний – они могут сильно навредить творческому развитию. Не говоря уже о том, что с непонятной «ерунды» часто начинаются серьёзные увлечения, перерастающие во взрослой жизни в большие прибыльные проекты и профессии нового поколения. Так, например, один мальчик, некогда удивлявший взрослых повышенным интересом к женской одежде, стал потом известным модельером, а старшеклассник, игравший в паровозики, через несколько лет претворил в жизнь успешный игровой проект для детей.
Поддерживаем
Для детей очень важно, чтобы близкие взрослые одобряли то, что они делают, – это как зелёный свет на продолжение любимой игры, а значит, и толчок для развития творческих способностей. Когда детские увлечения не находят поддержки, творческое начало угасает, и, вырастая, такие дети становятся безынициативными исполнителями. Если вы хотите для своего ребёнка другой судьбы, постоянно говорите ему, как вам нравится, что он много рисует (лепит, строит, изобретает, проводит опыты, сочиняет…). То есть приветствуйте именно саму деятельность, а не отдельные её проявления.
Если вам кажется, что интересы и способности ребёнка лежат в разных областях, в первую очередь поддержите его в том, что ему интересно, хотя и трудно. То, что ему даётся легко, всё равно, так или иначе, проявится.
Создаём условия
Для развития таланта ребёнку необходимы три вещи.
Поле для экспериментов. Дайте ему возможность заниматься тем, что интересно, то есть время, место и материал. Избегайте плотного расписания обязательных занятий, оставляйте в детском распорядке дня время для свободной деятельности. Обеспечьте его всем необходимым для хобби и выделите подходящее пространство. Если любимое занятие вашего чада сопряжено с побочными эффектами, обязательно определите границы его экспериментального поля так, чтобы не страдали интересы других членов семьи, и обговорите с ним правила поддержания порядка. При этом начинать хорошо примерно так: «Мне нравится, что ты рисуешь, но меня огорчают следы краски на обоях – давай придумаем, как их избежать» или «Здорово, что ты ставишь химические опыты, но давай договоримся, что ты будешь использовать для них только ту посуду, которую я тебе выделю».
Понимание себя. С раннего детства помогайте ребёнку разбираться в своих эмоциях, понимать, что ему нравится, а что нет, и ориентироваться на это в жизни.
Воля. Без воли трудно развить талант – из неё произрастает уважение человека к своему делу. Помочь ребёнку развить волю можно, проявляя уважение к его чувствам и предпочтениям, бережно относясь к его любимым занятиям и признавая его достижения.
– Не мешайте ребёнку самому раскрываться. Наблюдайте, слушайте, смотрите – и вы увидите, как раскроется его талант! Ребёнок скажет сам, к чему у него лежит душа, в чём он чувствует свою уникальность и силу.