У нашей сегодняшней собеседницы это обстоятельство вызывает огорчение. Посещать гинеколога, считает она, время от времени необходимо каждой девочке.
Горькое наследство
Татьяна Гурьянова, «АиФ. Здоровье»: Елена Витальевна, в последнее время много говорится и пишется о неблагополучном репродуктивном здоровье девочек у нас в стране. Эта тенденция сохраняется?
Елена Уварова: Усугубляется. В последнее время у наших юных пациенток всё чаще встречаются расстройство или отсутствие менструации, дисменорея, синдром поликистозных яичников, эндометриоз...
— Но ведь это проблемы взрослых женщин! Что же к ним приводит?
— Факторов много. Это и неправильное репродуктивное поведение подростков, и ухудшившаяся экология, и последствия вредных привычек их бабушек и мам, поколения шестидесятников‑восьмидесятников, нередко злоупотреблявших курением, алкоголем, наркотиками...
В результате уже на генетическом уровне у их потомков заложен малый, истощённый фолликулярный резерв, что в подростковом периоде проявляется редкими менструациями или полным их отсутствием. Единственное, чем можно помочь такой девочке, — назначить лечение, в том числе и гормональное, защищающее до поры до времени её яичники от нежелательных стимулов. И конечно, таким девочкам показано раннее замужество и раннее материнство (желанное, разумеется).
Та же ситуация и с теми, кто страдает синдромом поликистозных яичников. Раньше считалось, что это болезнь взрослых женщин, из-за чего этот диагноз выявлялся с 4—5‑летним опозданием, когда у пациентки уже развивалось эндокринное бесплодие. Теперь у нас разработаны специальные тест-системы, благодаря которым мы научились выявлять эти состояния у совсем юных девочек и вовремя принимать соответствующие меры. С довольно хорошим результатом.
Эпидемия заблуждений
— В своё время вы много говорили и о другой проблеме — анорексии, к которой приводит увлечение девочек-подростков новомодными диетами. Эта проблема по-прежнему актуальна?
— По-прежнему. И будет актуальна до тех пор, пока на телеэкранах и страницах модных журналов астеничные фигуры будут только у успешных во всех отношениях женщин, тогда как неудачницами чаще всего оказываются дамы с пышными формами. Подражая своим кумирам, некоторые девочки перестают есть или очень ограничивают себя в еде, не зная, что расплатой за потерю жировой массы тела будет прекращение менструаций. И восстановить их подчас не удаётся даже после того, как такие девушки прекращают «сидеть на диетах». И масса тела у них нормализовалась, и гормональные параметры в норме, а месячные не возобновляются...
— А с совсем маленькими девочками к вам приходят?
— Конечно! Там много других проблем. Одна из самых частых — сращение малых половых губ, которое вопреки бытующему мнению нередко возникает на фоне локальной аллергической реакции кожи промежности на те или иные пищевые продукты или средства гигиены, а не в результате воспаления. И мы убедительно смогли это доказать. Кстати, чаще всего этой патологией страдают не дочки «грязнуль», а тех мам, которые... рьяно занимаются гигиеной своих малышек, нарушая естественную микрофлору, а то и вызывая микротрещинки на коже промежности и наружных половых органов.
К сожалению, наши коллеги-гинекологи далеко не всегда правильно подходят к лечению таких пациенток. А всего-то подчас и надо, что отладить такой девочке диету, исключив из неё продукты-аллергены, назначив антигистаминные препараты как в виде таблеток, так и наружно...
Да что там гигиена маленьких девочек! Многие девочки-подростки не имеют элементарных навыков интимной гигиены, не знают о том, что, к примеру, подмываясь мылом, они нарушают кислотно-щелочной баланс флоры кожи промежности и влагалища. К сожалению редкие мамы умеют объяснить подросшим дочкам, как пользоваться тампонами, прокладками. Поэтому помимо врачебного приёма нам нередко приходится проводить им обеим гигиенический ликбез.
Перемены к лучшему
— О работе вашего отделения, об уникальных операциях, которые в нём проводят, ходят легенды. Какой стала гинекология детей и подростков?
— Очень щадящей. Мы абсолютно изменили отношение ко многим гинекологическим заболеваниям детского и подросткового возраста и используем совершенно иные, чем раньше, схемы лечения. К примеру, мы у себя в отделении впервые в мире внедрили такое понятие, как офисная жидкостная вагиноскопия и гистероскопия у девочек. Эта процедура у нас проводится под местным обезболиванием. При осмотре полости матки тонким эндоскопом отпала необходимость травмирующего расширения шейки матки. В результате улучшилась диагностика причин воспаления влагалища у маленьких девочек и маточных кровотечений у подростков.
Да и оперативные вмешательства детям и подросткам мы проводим только лапароскопически. За последние несколько лет мы лишь недавно сделали единственную полостную операцию. И то лишь потому, что пациентка поступила к нам в отделение в тяжелейшем состоянии, с нераспознанным хроническим перитонитом. Шла речь о спасении жизни.
— Подозреваю, что без серьёзного «разбора полётов» с теми, кто эту ситуацию допустил, с вашей стороныне обошлось... С ошибками коллег вам часто приходится сталкиваться?
— Часто. Мы работаем в Федеральном государственном учреждении, в которое направляются девочки с непонятным диагнозом и с осложнённым течением заболевания. Нередко нам приходится делать повторные операции после неудач на местах. К сожалению, у нас в специальности до сих пор процветает диктат так называемых «школ», неких установок, собственных «наработок», согласно которым подчас действуют наши коллеги в регионах, чрезмерно увлекаясь назначением антибиотиков, процедур и операций, которые лишь усугубляют заболевание.
Чтобы исправить сложившееся положение дел, совместно с Минздравом РФ мы подготовили стандарты оказания медицинской помощи в рамках ОМС, готовим клинические рекомендации (протоколы), на основе которых будет пересмотрена и система аттестации врачей...
Правда, справедливости ради нужно отметить, что ситуация понемногу меняется к лучшему. Приезжая в регионы, встречаясь с коллегами, я всё чаще вижу соратников, людей, которые не боятся признаться в своих ошибках, учиться. Надеюсь, что эта положительная тенденция будет сохраняться.
Важные нюансы
— Сколько нюансов! А узнать о них негде. Мамам девочек по крайней мере...
— Поэтому и необходимо время от времени посещать гинеколога детского и подросткового возраста.
— Как часто и в каких случаях?
— Впервые девочек осматривают акушеры-гинекологи ещё в роддоме. Второй раз показать девочку гинекологу нужно в возрасте 3 лет, когда она идёт в детский сад. А если есть жалобы на боли, на увеличенные молочные желёзки, кровяные или неестественные выделения из влагалища, то и раньше.
— Непростой разговор...
— И провести его нужно очень тактично. Важно, чтобы девочка не ушла в себя, не закомплексовала, чтобы правильно выполняла советы врача. Не нужно нас бояться. В нашу специальность идут особые люди, которые хотят искренне и бескорыстно помочь.
Кстати, в нашем Научном центре акушерства, гинекологии и перинатологии им. В. И. Кулакова Минздрава России все девочки с гинекологическими заболеваниями и нарушениями полового развития госпитализируются и лечатся бесплатно!