Основные цели
Перед тем как включать ребенку мультфильм, говорит Алексей Мелехин, следует определиться с целями. Надо подумать, какую функцию мультик выполняет.
1. Занять ребенка
«Например, мультик как отвлечение. Мне, родителю, надо что-то делать, я поставлю ребенку мультик, чтобы его занять, чтобы мне можно было решить свои дела», — говорит психоаналитик. Такой подход, отмечает специалист, несет за собой ряд рисков.
«Если мы используем мультик как отвлечение, у нас есть риски того, что у ребенка разовьются такие состояния, как тревожность, неусидчивость, отход от реальности, ему не будет интересен окружающий мир, он все время будет уходить в эту картинку», — говорит Алексей Мелехин.
2. Воспитательно-образовательный контент
«Через мультик можно ребенку что-то привить. Есть хорошие образовательные мультики, например математические. Также можно научить ребенка с помощью анимации, как надо относиться к животным. В общем, решать важные вопросы с помощью нарисованной картинки. Но, естественно, мультик, выполняющий образовательную функцию, выбирать должен сам родитель», — говорит Алексей Мелехин.
3. Эстетическое переживание
«Когда ребенок смотрит мультфильм, у него возникают эмоции, он эти эмоции транслирует в игру, рисование, имитацию какую-то, например может предложить маме и папе что-то поделать, связанное с увиденным», — говорит Алексей Мелехин. И вот тут, отмечает психоаналитик, речь не про некоторые современные мультики, «вспышечные», яркие, с огромными чертами персонажей, с не всегда с первого раза понятными диалогами. «Эти яркие мультики, где герои с большими головами — это все по сути отвлечение. Поэтому основной рекомендацией является следующее: мультик должен быть неярким, нетоксичным, медленным, то есть без быстрой смены кадров», — говорит Алексей Мелехин.
Какие риски избыточного просмотра
Важный нюанс, подчеркивает специалист: мультфильмы следует делить по времени в зависимости от возраста ребенка. «Рекомендуется приобщение ребенка к мультфильмам с возраста трех лет, не раньше, это нижняя граница, в этом случае мультик должен быть коротким — от двух до пяти минут. Причем рядом обязательно должен находиться взрослый», — говорит Алексей Мелехин. Роль взрослого в этой ситуации достаточно проста и однозначна — он должен пояснять все, что происходит на кране, помогать ребенку обыгрывать увиденное, давать ответы на появляющиеся у ребенка вопросы. Постепенно можно будет наращивать время длительности анимационной картины.
«Максимально он должен занимать 20 минут. Если больше, при просмотре стоит делать перерывы. Следующее, что надо учитывать — какой отклик мы хотим получить, образовательный, отвлечение или эстетика? Надо понаблюдать, чтобы мультик не вызывал у ребенка различных тревог, не мешал ему нормально засыпать», — говорит Алексей Мелехин.
Взрослый должен критично подойти к выбору контента для ребенка, отмечает психоаналитик. Ведь если при просмотре мультика будут слишком яркие цвета, непропорциональные персонажи, странные диалоги, то ребенок будет больше зачарован картинкой, а значит перегружен. «Он должен и одновременно усваивать диалоги, и следить за сюжетной линией, и уметь по большей части понять, что и как, запомнить героев, определить их черты, а в такой ситуации ребенок просто не знает, за что зацепиться», — говорит Алексей Мелехин.
Ряд современных мультиков, отмечает психоаналитик, — это отвод от сюжета. Например, если посмотреть, как ведут себя дети в кинозале, можно отметить, что, во-первых, им все время стараются что-то толкнуть в рот, и они привыкают смотреть и есть. Во-вторых, они ерзают, крутятся, все время находятся в состоянии гипервозбуждения из-за резкой смены частоты кадров, говорит специалист.
Как выбирать
Выбирать, какие мультики смотреть, можно совместно. «Есть мультики, которые нравятся ребенку, ну пусть будут, но в подборку, которую вы предлагаете ему к просмотру, можно включить по вашему выбору еще и мультик, например, образовательно-воспитательный, и эстетический. Это могут быть и простые мультики медленные, с плавными движениями, могут быть как советские, так и российские — есть немало современных достойных вариантов», — говорит Алексей Мелехин.
«Есть исследование, что если ребенок плохо спит, имеет трудности в учебе, неусидчив, то ему очень полезно посещение кукольного театра. Также полезны просто детские фильмы», — говорит Алексей Мелехин. Конечно же, отказываться от мультиков не стоит, главное — ориентироваться на своего ребенка и выбирать то, что ему по душе, но с коррекцией, если начинаются проблемы.
Имеются противопоказания необходима консультация специалиста