«Давай решим проблему мирно и спокойно».
«хахпхпахпххахахахахахаххахахаахахах».
«Смешно, я знаю».
«хахпхпахпххахахахахахаххахахаахахах. Слушай дорогая иди на ... плиз».
Это переписка в мессенджере девочек 13 лет, которые живут в центре Москвы. У неё есть продолжение, но там со второй стороны уже сплошной мат с угрозами.
Та девочка, которая общается культурно и предлагает решить проблему мирно, пыталась сделать это довольно долго. Группа, состоящая из нескольких одноклассников и двух девочек из соседней школы, начала её травить. Делалось это сначала через группу в WhatsApp, созданную для общения без учителей, и соцсети.
Девочка, разговаривающая нецензурно, хотя и учится в другой школе, но встречается с мальчиком из этого класса, потому и оказалась в компании, устроившей травлю. Да-да, в 12, 13 лет она уже «его девушка», а он «её парень». И судя по переписке и последним событиям, видимо, она и стала вдохновителем и организатором.
Ничего не напоминает?
Эти дети, конечно, «Чучела» не видели. Но мы, будучи школьниками, когда фильм вышел на экраны, рыдали и говорили друг другу: «Неужели дети могут быть такими жестокими?!» Мы жили в другой реальности, в которой такая травля одноклассницы была нонсенсом.
А нынешние дети живут в реальности такой. Для них история Насти Костиной — обычная. Но фильмов на эту тему не ставят. Наоборот, в голливудской продукции жестокости среди детей в американских школах так много, что такие отношения уже воспринимаются их российскими сверстниками как норма. Да и называется это у них не русским словом «травля», несущим в себе негатив, а английским cyberbullying, которое звучит для нашего слуха загадочно и даже мелодично. Травить, может, и нехорошо, но кибербуллинговать — круто!
У «Росатома» есть замечательный детский проект NucleaKids. Ребят из «атомных городов», увлекающихся танцами, музыкой, пением, собирают летом в лагерь, где профессиональные взрослые вместе с ними с нуля создают музыкальный спектакль на волнующую детские сердца тему. И потом они гастролируют с ним по «атомным городам», завершая тур в Москве. В прошлом году они показали ремейк «Чучела».
Сюжет развивался почти так же, как в случае с Настей: травля шла в соцсетях и мессенджерах. И сожгли Чучело тоже в Сети.
Автор сценария и главный режиссёр спектакля Владимир Карабанов, у которого четверо своих детей, когда погрузился в тему, изучая информацию в Сети, понял, насколько это широко и серьёзно. «Сеть монетизирует цинизм, унижение других, вседозволенность. За циничные посты, унижающие кого-то видео, люди получают просмотры, лайки и деньги, — говорит он. — И это усугубляет такие нравы безнаказанностью. А с другой стороны, ломает психику жертве, ведь в этом возрасте дети всё воспринимают гиперболизированно».
Девочки бьют ногами
На сцене из виртуала в реал вышла сама жертва: в ответ на взлом своих страниц в соцсетях и кражу информации из компьютера Чучело пришла в класс и вручила обидчикам конверты с приватной информацией о них, чем сразила их наповал.
Для 13-леток, набивающих сообщения в мессенджере нецензурной лексикой, такой уровень хакерства, как взлом страниц, недоступен. А по законам жанра сюжет должен был развиваться — и в реал его перенесли зачинщики.
Учатся они сейчас на удалёнке, но гулять после занятий можно и нужно, чтобы двигаться и дышать свежим воздухом. В последний день октября во время прогулки, когда Настя Костина со своей подругой качались на качелях в сквере, который в районе называют по-старому Пушкинским, к ним подошла агрессивная стая детей — тогда она впервые и увидела двух девочек из другой школы. Они сразу начали нецензурно оскорблять и её, и подругу, но мирно настроенные девочки не стали затягивать такое общение и ушли.
Дальше — больше. Инциденты во время прогулок стали регулярными, перешли в преследование, а потом и драки. Вернее, мирно настроенные девочки не дрались — это их били. Били, угрожали. Появилась ещё одна девочка — она снимала происходящее на камеру и кричала, что видео появится в Tik-Tok.
«Агрессивность у подростков была всегда, это возрастная особенность, — говорит руководитель корпоративного университета Российского движения школьников (РДШ) Елена Белорыбкина. — А сейчас смещены гендерные ориентиры. Девочки развиваются раньше мальчиков, а различия между женскими и мужскими ролями в их среде стёрты. И они утверждают себя такими не женскими способами. К тому же в этом возрасте у них возникает конкуренция — за красоту, за признание авторитета. Они из детства ещё не ушли по поступкам, а представляют себя уже взрослыми».
Конфликт не исчерпывается
При следующей встрече с невзлюбившими её девочками Настя позвала на помощь отца. Прибежав, он встал между дочерью и нападавшей на неё и спросил, что здесь происходит. Такой поворот событий был слишком неожиданным, и малолетние агрессоры, испугавшись, убежали. Позже, когда отец Насти шёл по своим делам к метро, он увидел этих девочек в компании других ребят и услышал брань в адрес своей дочери. Подошёл и сказал всем, чтобы оставили Настю в покое. Будучи уверенным, что строгое требование со стороны взрослого человека остановит детскую агрессию, посчитал, что конфликт исчерпан.
Вместе с женой он больше беспокоился о другом — о состоянии своей дочери. Они стали замечать в ней перемены раньше. Настя перестала открывать шторы в своей комнате, выходила с красными глазами, стала малоразговорчивой. А за последней прогулкой последовал сильнейший срыв. «Зачем вы меня родили? Почему я такая некрасивая», — в слезах вопрошала родителей девочка. Те отпаивали её успокоительными средствами и согревали свой заботой.
И всё же Настя престала «ходить» на онлайн уроки. У неё проявилось кожное заболевание неврологической природы. Пришлось обращаться за помощью к психологу и докторам.
А тут началась новая серия кибербуллинга. Та самая девочка, которая преследовала и нападала на неё, стала слать новые угрозы: мол, на Настиного отца уже подано заявление в полицию, и теперь его посадят. Это подхватили остальные члены стаи: «Твоего отца посадят! Посадят!» И последовал новый срыв...
Нет коллектива — сбиваются в стаю
В ремейке «Чучела», который называется «Вначале было слово», дети осознают: «Нашими голосами меняют мир полюсами слова». И ещё: «Если мы построим новые города, откроем новые планеты, разгадаем все тайны природы, но не будет в нашем сердце любви, то зачем всё это?»
Когда это осознает агрессивная стая школьников? И сможет ли осознать без помощи взрослых?
Родители Насти благодарны классному руководителю — после обращения к ней одноклассники притихли. И даже начали удалять переписку в WhatsApp, не догадываясь, что скриншоты уже сохранены.
«По большому счёту, в последние 20-25 лет внимание воспитанию в школе практически не уделялось. В широком смысле — да, что-то делалось в плане передачи культурного опыта, исторического. Но духовно-нравственное воспитание, которое формируется в коллективе, ушло на второй план вместе с тем, как на второй план ушло воспитание в системе оценки труда педагога», — говорит Елена Белорыбкина.
Классы перестали быть коллективами. А подросткам нужно общество. И если нет коллектива, они сбиваются в стаю, у которой свои законы...
«У подростков ведущий вид деятельности — общение. И эту нишу нужно заполнять взрослым, чтобы учить их доброжелательно и культурно общаться», — продолжает Белорыбкина.
В РДШ историй травли знают много. Поэтому разработали курс антибуллинга для школьников. Заявки на него уже поступили из 500 школ страны. «Правильным взаимоотношениям с окружающими, умению рационально разрешать конфликтные ситуации и защищать собственные границы нужно учить детей так же, как учим их не опаздывать в школу», — считает исполнительный директор РДШ Ирина Плещева.
«Во всём обществе должно формироваться негативное отношение к этому явлению — тогда подростки будут чувствовать рамки дозволенного», — думает Владимир Карабанов.
Но пока что в публичном пространстве обсуждаются в основном бесконечные реформы образования и практически ничего не говорится о таком страшном явлении в детской среде, как травля. Одни делают вид, что его нет, другие не знают о нём. А нужно кричать и бить в колокола.
Справка:
По данным Лаборатории Касперского, с травлей в интернете сталкивался или слышал об этом каждый третий ребёнок в России. Но среди родителей знает об этом явлении только каждый десятый. А значит, родители не оценивают реальность и серьёзность этой угрозы для своих детей.